Все ГОСТы >> ГОСТы«Строительство, ремонт, монтаж»

Часть 1    |    Часть 2    |    Часть 3

ГОСТ 23961-80 Метрополитены. Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава

ГОСТ 23961-80

Группа Ж83


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


МЕТРОПОЛИТЕНЫ

Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава

Constraction, equipment and rolling stock сleaгаnсе

diagrams for USSR Metro

Дата введения 1980-07-01

РАЗРАБОТАН

Министерством  путей сообщения

Министерством  транспортного строительства

Министерством  автомобильной промышленности

ИСПОЛНИТЕЛИ

Ю.М.Лазаренко,  канд. техн. наук (руководитель темы); Н.Г.Чибизова, канд. техн. наук; А.А.Львов, д-р техн. наук; Л.С.Борисова; А.Я.Чернышева; С.И.Жуков; А.Г.Акимов; Н.А.Ягупов; А.Л.Суровиков

ВНЕСЕН  Министерством путей сообщения

Зам.  министра К.В.Кулаев

УТВЕРЖДЕН  И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства  от 29 декабря 1979 г. N 260

Настоящий  стандарт распространяется на габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава линий метрополитенов колеи 1520 мм.

Установленные  настоящим стандартом габариты следует применять при:

проектировании  и строительстве новых линий метрополитена, сооружений и устройств на них;

реконструкции  существующих линий метрополитена, сооружений и устройств на них;

проектировании,  изготовлении, модернизации и ремонте подвижного состава для метрополитенов.

Порядок  применения указанных габаритов на эксплуатируемых линиях метрополитенов устанавливается Министерством путей сообщения.      

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.  Настоящий стандарт устанавливает:

габариты  приближения строений - предельные поперечные (перпендикулярные оси пути) очертания, внутрь которых помимо подвижного состава и оборудования не должны заходить никакие части стационарных сооружений и строительных конструкций, кроме упоров тоннельных затворов, с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж;

габарит  приближения оборудования - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части всех видов   оборудования и устройств, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава;

габарит  подвижного состава - предельное, поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной   состав (с  учетом  максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии;

строительное  очертание подвижного состава - поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сеченый, наружу которого не должна выступать ни одна часть подвижного состава в этих сечениях, в ненагруженном его состоянии при нахождении на прямом горизонтальном пути и при совмещении его продольной, вертикальной, срединной плоскости с осью пути;

проектное  очертание подвижного состава - поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сечений, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкции  проектируемого подвижного состава, имеющие номинальные размеры.

1.2.  Пространство между габаритом приближения строений и габаритом приближения оборудования установлено для размещения устройств пути, автоматики и телемеханики для движения поездов, связи, электроснабжения, освещения, санитарной техники, а также дорожки для прохода обслуживающего персонала, пешеходных мостиков и платформ на перегонах между станциями.

1.3.  Пространство между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных подвижных составов) установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также динамическими колебаниями подвижного состава на рессорах.

1.4.  Пространство между габаритом подвижного состава и его строительным очертанием установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых:

допускаемыми  в эксплуатации конструктивными зазорами при максимальных износах;

наклонами  кузова при асимметрии нагрузки, неравномерной осадке рессор и выборе зазора в скользунах;

наклонами  кузова из-за поломки элемента центральной рессоры.

Кроме  того, дополнительно следует учитывать перемещения кузова вследствие боковой качки, крена и геометрических выносов в кривых участках, превышающие аналогичные перемещения кузова расчетного вагона.

1.5.  Пространство между строительными и проектными очертаниями подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.

           

2. ГАБАРИТЫ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ

2.1.  Габариты приближения строений должны соответствовать указанным на черт.1-3 при расположении контактного рельса слева от оси пути.

2.2.  Габарит  приближения   строений (черт.1) установлен для прямых участков пути и кривых радиусом 200 м и более, расположенных в тоннелях кругового   очертания диаметрами 5100-5200 мм.

В  кривых участках пути ось тоннеля должна быть смещена относительно оси пути во внутреннюю сторону кривой на величину , мм, определяемую по формуле     


где 1700 (1670) - расстояние от центра габарита до точки, лежащей в плоскости касательной к головкам рельсов посередине пути, соответственно, при рельсах типов Р50 и Р65, мм;

       - тангенс угла наклона пути к горизонтали.

Для  служебных веток в кривых участках пути  радиусом менее 200 м размеры габарита следует увеличивать, обеспечивая размещение между ним и габаритом необходимого оборудования и кабелей.

Примечание.  Габариты тоннелей кругового очертания диаметрами более 5200 мм следует определять расчетом, но принимать не менее габарита .

 

    

2.3.  Очертание габарита приближения строений (черт.2), расположенное выше уровня головок рельсов, установлено для прямых участков пути. Для кривых участков пути поперечные размеры этого очертания следует увеличивать в соответствии с п.1 обязательного приложения 1.

Очертание  габарита , расположенное ниже уровня головок рельсов, установлено для прямых и кривых участков пути.

   

  

2.4.  Очертание  габаритов приближения строений (черт.3), расположенное выше уровня головок рельсов (кроме линии приближения колонн) установлено для  прямых участков пути. Поперечные размеры правой части этого очертания и расстояние до перил на платформах, расположенных в кривых участках пути, следует увеличивать в соответствии с п.1 обязательного приложения 1.

Координаты  верхнего края платформ на станциях и перегонах на кривых участках пути следует принимать в соответствии с п.2 обязательного приложения 1.

Очертание  габарита , расположенное ниже уровня головок рельсов, а также расстояние по горизонтали до линии приближения колонн установлено для прямых и кривых участков пути.

   

  

2.5.  Расстояние между осями смежных путей на прямых участках, а также на кривых радиусом 500 м и более должно быть не менее, мм:

           

     на главных путях в двухпутных тоннелях без промежуточных опор ....3400

     

     на мостах и эстакадах ........................................... 3700

     

     на главных путях наземных участков и в местах укладки

      перекрестных съездов, а также путях для

     оборота составов ................................................ 4000

     

     на парковых путях ............................................... 4200

     

     на парковых путях, предназначенных также для обращения

     подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм.................. 4800

     

     на деповских путях (в здании) ................................... 4500

Для  кривых участков пути радиусом менее 500 м указанные расстояния, кроме расстояний на парковых путях, следует увеличивать с учетом максимально допускаемых скоростей движения поездов на перспективу в соответствии с п.3 обязательного приложения 1.

Габарит

(для тоннелей кругового очертания на перегонах)

_________________

    * Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65

    

 линия приближения дорожки для прохода обслуживающего персонала;

     

  - - - -   - линия приближения водоотводного лотка;

     

 - линия приближения основания пути.

     

Черт.1

Примечания:  1. Размер в скобках следует принимать в случае укладки в путь рельсов типа Р65.

2.  Размер следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450-550 мм.

    

 

3.  Уклон для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.

   

  

4.  За ось габарита следует принимать линию, проходящую через середину пути перпендикулярно к плоскости, касательной к головкам рельсов.

Габарит

(для тоннелей прямоугольного очертания, сооружений и устройств

наземных и надземных участков на перегонах

______________________

*  Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65

        

   линия приближения колонн;

     

  -.-.- - линия приближения перил на мостах и эстакадах, а также подпорных стен на открытых наземных участках линий;

     

  - - - - линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;

     

  линия приближения основания пути на бетонном слое;

     

   линия приближения основания пути на щебеночном балласте.

          

Черт.2

Примечания:  1. Размер следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450-550 мм.

    

 

2.  Уклон  для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.

           

Габарит

(для станций)

____________________

*  Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65

    

     -·-·-·-- линия приближения перил на мостах и эстакадах, а также подпорных стен на открытых наземных участках линий;

     

   линия приближения основания пути на бетонном слое;

     

     линия приближения основания пути на щебеночном балласте;

     

      линия приближения перил на платформах;

     

     - - - -  линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;

     

       линия приближения колонн.

          

Черт.3

Примечания:  1. Размер следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450-550 мм.

    

 

2.  Уклон для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков  пути величину уклона следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.

   

  

3.  Размер 3150 мм допускается применять для стен служебных помещений, расположенных на пассажирских платформах, на длине до 10 м от их торца.

           

3. ГАБАРИТ ПРИБЛИЖЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

3.1.  Габарит приближения оборудования на прямых участках пути должен соответствовать габариту , указанному на черт.4 и 5.

    

 

3.2.  Размеры верхнего очертания, а также расстояние от оси пути до точки нижнего очертания габарита в кривых участках пути следует увеличивать на величины перемещений расчетного вагона (длина кузова 18,2 м,  база вагона 12,6 м и база    тележки 2,1 м) в соответствии с обязательным приложением 2.

           

Габарит

Верхнее очертание габарита

Примечание.  Размеры по вертикали до точек допускается принимать уменьшенными на 30 мм для тоннелей кругового  очертания при обращении вагонов типов Е, 81-714, 81-717, И(81-715 и 81-716) в случае укладки в путь рельсов типа Р65.

Черт.4


Нижнее очертание габарита

__________________

*  Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.

**  Размер допускается увеличивать до 890 мм в местах установки уплотнителей на

порогах.

___________   основное очертание габарита приближения оборудования;

          

      линия приближения контактного рельса;

     

   -.-.-     линия приближения порога и настилов;

     

   - . . -   линия приближения шины автостопа в поднятом положении;

     

   - . . . - линия приближения скобы пикетоотметчика;

     

   ........  линия приближения автостопа только в стесненных условиях;

     

     линия приближения датчиков автоведения (действительно и для правой части);

     

     -/ /-   линия приближения пункта подключения кабелей к контактному рельсу;

     

   линия приближения нижней постели шпалы при укладке бетонного основания пути

в тоннелях кругового очертания.

           

Черт.5

Примечания:  1. Нижнее очертание габарита по линии следует применять в местах отсутствия контактного рельса, а при наличии контактного рельса - по линии .

   

  

2.  Ширина желоба между боковой рабочей гранью головки ходового рельса и устройствами, расположенными   внутри колеи, должна быть не менее 90 мм.

Ширина  желоба между рельсом и контррельсом должна быть не менее 42 мм при условии обеспечения плавного отвода до ширины 90 мм в начале и конце контррельса.

   

  

3.3.  Размеры нижнего очертания габарита (кроме размеров до точки ) действительны  также и для кривых участков пути радиусом 200 м и более.

Для  кривых участков пути радиусом менее 200 м расстояния по горизонтали до точек нижнего очертания габарита со стороны внутренней нитки следует дополнительно увеличивать:

при  радиусе кривой менее 100  м - на 20 мм;

        "         "          "        от     100  до 124 м - на 16 мм;

        "         "          "         "      125   "  149 м - на 11 мм;

        "         "          "         "      150   "  199 м - на 6 мм.

  

3.4.  В пространстве между габаритами и  в кривых участках радиусом 350 м и менее не допускается переход кабелей по своду с одной стороны тоннеля на другую.

           

4. ГАБАРИТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

4.1.  Габарит подвижного состава, а также путевых и других машин в транспортном положении, предназначенных для эксплуатации на линиях метрополитена, должен соответствовать указанному на черт.6 и 7.

Примечание.  Габариты путевых и других машин в рабочем положении следует устанавливать с учетом технологии выполняемых ими работ, безопасности эксплуатационной работы и сохранности оборудования, расположенного в соответствии с габаритом приближения оборудования .

           

Габарит

Верхнее очертание габарита

.........  только для зеркал заднего вида.

           

Черт.6

Нижнее очертание габарита

          

     - - -    для токоприемника и индуктора автоведения, расстояние от уровня верха головок рельсов до верхней плоскости

индуктора автоведения должно быть не более 137 мм;

     

     - . -    для токоприемника в рабочем положении;

     

       только для скобы автостопа;

     

     только для корпуса редуктора.

           

Черт.7

5. СТРОИТЕЛЬНОЕ И ПРОЕКТНОЕ ОЧЕРТАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

5.1.  Максимально допускаемые поперечные размеры строительного очертания подвижного состава метрополитенов следует определять путем уменьшения размеров по горизонтали габарита  (см. черт.6) с каждой стороны на величину необходимых горизонтальных ограничений габарита или (поперечных перемещений подвижного состава при вписывании в кривую расчетного радиуса с учетом наибольших допускаемых износов ходовых частей) по формуле

           


где -  расстояние по горизонтали от оси пути до искомой -й точки строительного очертания, мм;

       - расстояние по горизонтали от оси пути до -й точки габарита подвижного состава , мм;

       - одно из указанных выше горизонтальных ограничений габарита подвижного состава или (внутреннее или наружное), м

м.

5.2.  Расстояния по вертикали до точек верхнего очертания габарита (см. черт.6, кроме точки 11) являются одновременно и максимальными расстояниями по вертикали до соответствующих точек  строительного очертания верхней части подвижного состава в ненагруженном состоянии при колесах наибольшего диаметра.

Размеры  строительного очертания нижней части подвижного состава (кроме токоприемника) по вертикали следует определять путем увеличения размеров по вертикали габарита (см. черт.7) в точках 11, 12, 13, 14, 15-27 на величину вертикальных ограничений (понижений соответствующих частей подвижного состава, возможных в процессе эксплуатации, вследствие максимального нормируемого износа ходовых частей, равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки и динамических колебаний).

Размеры  строительного очертания токоприемника по вертикали необходимо определять с учетом следующих требований:

токоприемник  нового вагона в верхнем положении не должен выходить по высоте за пределы  линии нижнего очертания габарита (см. черт.7);

нижняя  плоскость токоприемника  должна быть выше линии нижнего очертания габарита на величину возможного понижения токоприемника вследствие износа колесных пар за период между регулировками высоты токоприемника.

5.3.  Методика определения строительных размеров подвижного состава приведена в обязательном приложении 3.

5.4.  Проектное очертание подвижного состава следует определять путем уменьшения его строительного очертания на величину соответствующих плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.

5.5.  Вписывание проектируемого подвижного состава в габарит М следует осуществлять посредством совмещения на одном чертеже строительного и проектного очертаний подвижного состава и внешнего контура соответствующих его частей (кузова, тележки и укрепленных на них деталей).

Для  каждой выступающей точки, вписываемой в габарит части  подвижного состава, должны быть указаны координаты: горизонтальная - от продольной, вертикальной, серединной плоскости подвижного состава; вертикальная - от уровня верха головок рельсов.

Кроме  того, на схеме расположения надкузовного и подкузовного оборудования должны быть указаны расстояния от проверяемых сечений рассматриваемой части подвижного состава до пятниковых сечений.

5.6.  Запрещается выпуск предприятием-изготовителем единиц подвижного состава с нарушением строительного очертания.

           

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное

     

Методика определения поперечных размеров габаритов

приближения строений и расстояний между осями

смежных путей в кривых участках

1.  Поперечные размеры габарита (см. черт.2), а также поперечные размеры правой части габарита (см. черт.3) и расстояние до перил на платформах в кривых участках  пути следует увеличивать:

с  внутренней стороны кривой - на величину , мм, по формуле     

с  наружной стороны кривой - на величину , мм, по формуле     


где - максимальный геометрический вынос расчетного вагона в кривой данного радиуса, мм;

       - горизонтальное перемещение расчетного вагона при его наклоне от возвышения наружного рельса, мм.

Величины  и следует принимать соответственно по табл.1 и 2.

При  определении расстояний от оси пути до стен прямоугольного очертания величину следует принимать: для наружной стороны кривой при =1000 мм, для внутренней - при =3260 мм.

           

Таблица 1

Геометрический вынос расчетного вагона в кривой радиуса



, м


, мм


4000


5


3000


7


2000


10


1500


14


1200


18


1000


21


800


26


600


35


500


42


400


52


350


60


300


70


250


84


200


105


175


120


150


140


125


168


100


210


80


262


60


350


2.  Координаты верхнего края платформ на станциях и  перегонах на кривых участках пути следует принимать по табл.3.

3.  Расстояния между осями смежных путей на кривых участках пути радиусом менее 500 м следует увеличивать:

на  значение - при отсутствии возвышения или при равных возвышениях наружных рельсов обоих путей или при возвышении наружного рельса внешнего пути менее возвышения наружного рельса внутреннего пути;

на  значение - при возвышении наружного рельса внешнего пути более возвышения наружного рельса внутреннего пути.

Значения  и приведены в табл.4.

 

    

4.  Отводы уширений габаритов приближения строений, а также габарита приближения оборудования и расстояний между осями смежных путей на подходах к кривым участкам следует производить от нуля до полной нормы, соответствующей круговой кривой по прямолинейной зависимости.

Отводы  уширений габаритов следует начинать:

при  наличии переходной кривой - за 10 м до начала этой кривой со стороны наружной рельсовой нити и за 5 м - со стороны внутренней рельсовой нити;

при  отсутствии переходной кривой - соответственно за 12 и 8 м до начала круговой кривой.

Отводы  уширений габаритов следует заканчивать:

при  наличии переходной кривой -  за 5 м до начала круговой кривой со стороны наружной рельсовой нити и в  начале круговой кривой - со стороны внутренней рельсовой нити;

при  отсутствии переходной кривой - за 2 м до начала круговой кривой со стороны наружной рельсовой нити и на  круговой кривой, в 5 м от ее начала - со стороны внутренней рельсовой нити.

           

Таблица 2

Горизонтальные перемещения

мм














Высота Н от уровня верха головок рельсов до точек габарита



Горизонтальные перемещения

при возвышении наружного рельса


  

10


20


30


40


50


60


70


80


90


100


110


120


3950-3901


25


49


74


99


123


148


173


197


222


247


271


296


3900-3801


24


49


73


97


122


146


171


195


219


244


268


292


3800-3701


24


48


71


95


119


142


166


190


214


237


261


285


3700-3601


23


46


69


92


116


139


162


185


208


231


254


277


3600-3501


22


45


67


90


112


135


157


180


202


225


247


270


3500-3401


22


44


66


87


109


131


153


175


197


219


241


262


3400-3301


21


43


64


85


106


127


149


170


191


212


234


255


3300-3201


21


41


62


82


103


124


144


165


186


206


227


247


3200-3101


20


40


60


80


100


120


140


160


180


200


220


240


3100-3001


19


39


58


77


97


116


136


155


174


194


213


232


3000-2901


19


38


56


75


94


112


131


150


169


187


206


225


2900-2801


18


36


54


72


91


109


127


145


163


181


199


217


2800-2701


18


35


52


70


87


105


122


140


157


175


192


210


2700-2601


17


34


51


67


84


101


118


135


152


169


186


202


2600-2501


16


32


49


65


81


97


114


130


146


162


179


195


2500-2401


16


31


47


62


78


94


109


125


141


156


172


187


2400-2301


15


30


45


60


75


90


105


120


135


150


165


180


2300-2201


14


29


43


57


72


86


101


115


129


144


158


172


2200-2101


14


28


41


55


69


82


96


110


124


137


151


165


2100-2001


13


26


39


52


66


79


92


105


118


131


144


157


2000-1901


12


25


37


50


62


75


87


100


112


125


137


150


1900-1801


12


24


36


47


59


71


83


95


107


119


131


142


1800-1701


11


22


34


45


56


67


79


90


101


112


124


135


1700-1601


11


21


32


42


53


64


74


85


96


106


117


127


1600-1501


10


20


30


40


50


60


70


80


90


100


110


120


1500-1401


9


19


28


37


47


56


66


75


84


94


103


112


1400-1301


9


18


26


35


44


52


61


70


79


87


96


105


1300-1201


8


16


24


32


41


49


57


65


73


81


89


97


1200-1101


8


15


22


30


37


45


52


60


67


75


82


90


1100-1001


7


14


21


27


34


41


48


55


62


69


76


82


1000-901


6


12


19


25


31


37


44


50


56


62


69


75


900-801


6


11


17


22


28


34


39


45


51


56


62


67


800-701


5


10


15


20


25


30


35


40


45


50


55


60


700-601


4


9


13


17


22


26


31


35


39


44


48


52


600-501


4


8


11


15


19


22


26


30


34


37


41


45


500-401


3


6


9


12


16


19


22


25


28


31


34


37


400-301


2


5


7


10


12


15


17


20


22


25


27


30


300-201


2


4


6


7


9


11


13


15


17


19


21


22


200-101


1


2


4


5


6


7


9


10


11


12


14


15


100-0


1


1


2


2


3


4


4


5


6


6


7


7


Часть 1    |    Часть 2    |    Часть 3




Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Все ГОСТы >>    ГОСТы «Строительство, ремонт, монтаж >>



Смотрите также: Каталог «Строительство, ремонт, монтаж» >>
Компании «Строительство, ремонт, монтаж» >>
Статьи (558) >>
ГОСТы (116) >>
СНиПы (94) >>
СанПиНы (14) >>
Нормативные документы (13) >>
ВСН (38) >>
Задать вопрос в форуме >>
Подписка на рассылки >>
Copyright © 1999-2024 ВашДом.Ру - проект группы «Текарт»
По вопросам связанным с работой портала вы можете связаться с нашей службой поддержки или оставить заявку на рекламу.
Политика в отношении обработки персональных данных
наверх