Все СНиПы >> СНиПы«Строительство, ремонт, монтаж»

Часть 1    |    Часть 2    |    Часть 3    |    Часть 4    |    Часть 5    |    Часть 6    |    Часть 7

СНиП 2.07.01-89 от 01-01-1991 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

СНиП 2.07.01-89*

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.

ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ.

Дата введения 1990-01-01

РАЗРАБОТАНЫ институтами: Госкомархитектуры - ЦНИИП градостроительства (кандидаты архит. П.Н. Давиденко, В.Р. Крогиус - руководители темы; кандидаты архит. И.В. Бобков, Н.М. Трубникова, В.Я. Хромов, С.Б. Чистякова, Н.Н. Шевердяева; кандидаты техн. наук А.А. Агасьянц, И.А. Толстой, Е.Л. Машина - ответственные исполнители разделов; кандидаты архит. Б.И. Бердник, Н.П. Крайняя, В.П. Ломаченко, Е.П, Меньшикова, Л.И. Соколов; кандидаты техн. наук Н.К. Кирюшина, Н.А. Корнеев, Н.А. Руднева, А.И. Стрельников, В.А. Щеглов; В.А. Гутников, Г.В. Жегалина, Л.Г. Коваленко, Г.Н. Левченко, С.К. Регамэ, Т.Г. Туркадзе, О.Ю. Кривоносова, Н.В. Фугарова, Н.У. Чернобаева), ЛенНИИП градостроительства (канд. экон. наук Т.Н. Чистякова), ЛенЗНИИЭП (Р.М. Попова; канд. архит. И.П. Фащевская), КиевНИИП градостроительства (канд. техн. наук В.Ф. Макухин, д-р архит. Т.Ф. Панченко), ЦНИИЭП жилища (канд. архит. Б.Ю. Бранденбург), ЦНИИЭП учебных зданий (д-р архит. В.И. Степанов, кандидаты архит. Н.С. Шакарян, Н.Н. Щетинина, С.Ф. Наумов, А.М. Гарнец, Г.Н. Цытович, А.М. Базилевич, И.П. Васильева; Г.И. Полякова), ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева (кандидаты архит. А.А. Высоковский, В.А. Машинский, Г.А. Мурадов, А.Я. Никольская, Е.К. Милашевская), ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов (канд. архит. А.Я. Яценко; Т.Я. Папернова), ЦНИИЭП инженерного оборудования (Ф.М. Гукасова; канд. техн. наук Л.Р. Найфельд), ЦНИИЭП граждансельстроем (д-р архит. С.Б. Моисеева, кандидаты архит. Р.Д. Багиров, Т.Г. Бадалов, М.А. Васильева); Госстроя СССР - ЦНИИпромзданий (д-р архит. Е.С. Матвеев), Промстройпроектом (Н.Т. Остроградский), НИИСФ (канд. техн. наук О.А. Корзин); ГипроНИИ АН СССР (кандидаты архит. Д.А. Метаньев, Н.Р. Фрезинская); ГипроНИИздравом Минздрава СССР (Ю.С. Скворцов); Союзгипролесхозом Госкомлеса СССР (Т.Л. Бондаренко, В.М. Лукьянов); Гипроторгом Минторга СССР (А.С. Пономарев); Московским НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Минздрава РСФСР (канд. мед. наук И.С. Кирьянова; Г.А. Буняева); Минжилкомхоза РСФСР - Гипрокоммунстроем (В. Н. Антонинов), Гипрокоммундортрансом (И.Н. Клешнина, Ю.Р. Романцов, А.М. Ширинский); АКХ им. К.Д. Памфилова (кандидаты техн. наук В.М. Михайлова, В.И. Михайлов); ГипроНИсельхозом Госагропрома СССР (Э.И. Пищик, Т.Г. Горбунова).

ВНЕСЕНЫ Госкомархитектуры.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ А.С. Кривовым; И.Г. Ивановым, Г.А. Долгих; Т.А. Глухаревой, Ю.В. Полянским.

УТВЕРЖДЕНЫ  постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 г. № 78.

СНиП 2.07.01-89* является переизданием СНиП 2.07.01-89 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 13 июля 1990 г. № 61, приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 269, постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 г. № 18-32.

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять в региональных (территориальных) нормативных документах*.

Поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения.

Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии - по нормам, установленным для сельских поселений с такой же расчетной численностью населения.    

  Примечание. При проектировании городских и сельских поселений следует

предусматривать мероприятия  по  гражданской  обороне  в соответствии с

требованиями специальных нормативных документов.

1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

И ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКИХ

И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

1.1*. Городские и сельские поселения необходимо проектировать на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований; схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов.

При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

1.2*. Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее республик, краев, областей, округов, административных районов и сельских административно-территориальных образований, а также межобластных, межрайонных и межхозяйственных систем расселения. При этом следует учитывать формирование единых для систем расселения социальной, производственной, инженерно-транспортной и других инфраструктур, а также развиваемые на перспективу трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи в пределах зоны влияния поселения-центра или подцентра системы расселения.

Размеры зон влияния следует принимать: для городов - центров административно-территориальных образований на основе данных схем расселения, схем и проектов районной планировки с учетом существующих административных границ республик, краев, областей, административных районов; сельских поселений - центров административных районов и сельских административно-территориальных образований - в границах административных районов и сельских административно-территориальных образований.

1.3*. В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

1.4. Городские и сельские поселения в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Группы поселений

Население, тыс. чел.

 

Города

Сельские поселения

     Крупнейшие

     Св. 1000

_

     Крупные

         " 500  до 1000

     Св. 5

    

         " 250   "   500

         "  3  до 5

     Большие

         " 100   "   250

         "  1    "  3

     Средние

         "  50   "   100

         " 0,2  "  1

     Малые_1

         "  20   "    50

         " 0,05 "  0,2

    

         "  10   "    20

     До  0,05

    

     До  10

    

  __________

      _1 В группу малых городов включаются поселки городского типа.

   

1.5. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций.

Перспективы развития сельского поселения должны быть определены на основе планов развития колхозов и совхозов и других предприятий с учетом их производственной специализации, схем проектов землеустройства, проектов районной планировки в увязке с формированием агропромышленного комплекса, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений. При этом расчет численности населения следует выполнять на группу сельских поселений, входящих в хозяйство.

1.6*. Территорию для развития городских и сельских поселений необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

1.7. С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.

Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, как правило, выделяя селитебную и производственную территории.

В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки.    

  Примечания: 1. При соблюдении санитарно-гигиенических и других требований

к  совместному  размещению  объектов  разного  функционального   назначения

допускается создание многофункциональных зон.

    

  2. В районах, подверженных  действию опасных и катастрофических природных

явлений  (землетрясения,  цунами,  сели,  наводнения,  оползни  и  обвалы),

зонирование  территории  поселений   следует   предусматривать   с   учетом

уменьшения  степени  риска  и  обеспечения устойчивости функционирования. В

зонах  с наибольшей  степенью риска следует размещать парки, сады, открытые

спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы.

    

  В  сейсмических  районах  функциональное  зонирование  территории следует

предусматривать  на основе микрорайонирования по условиям сейсмичности. При

этом  под застройку  следует использовать участки с меньшей сейсмичностью в

соответствии с требованиями СН 429-71.

    

  3. В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку

необходимо  использовать  участки,  требующие  меньших затрат на инженерную

подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.

1.8*. Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры.    

  Примечания*:  1.  В  сейсмических  районах  необходимо   предусматривать

расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение

объектов с большой концентрацией населения, а также пожаровзрывоопасных.    

  2. В исторических  городах  следует обеспечивать всемерное сохранение их

исторической    планировочной    структуры    и   архитектурного   облика,

предусматривать  разработку  и   осуществление  программ   по  комплексной

реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры.

    

  3. При планировке  и застройке городских и сельских поселений необходимо

обеспечивать  условия   для  полноценной   жизнедеятельности  инвалидов  и

малоподвижных  групп  населения  в соответствии  с требованиями ВСН 62-91,

утвержденных Госкомархитектурой.

1.9. В крупнейших и крупных городах следует обеспечивать комплексное использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.

1.10. На территориях, прилегающих к городам, следует предусматривать пригородные зоны для использования их в качестве резервов последующего развития городов и размещения объектов хозяйственного обслуживания, а в составе пригородных зон - зеленые зоны, предназначенные для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.

При определении границ пригородной зоны следует учитывать взаимосвязанное развитие городских и сельских поселений, границы административных районов, сельскохозяйственных и других предприятий. Для городов, входящих в формируемую групповую систему расселения, следует предусматривать общую пригородную зону.

1.11. Размещение подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, а также участков для коллективных садов и огородов следует предусматривать, как правило, на территории пригородной зоны. Объекты жилищно-гражданского строительства подсобных сельских хозяйств, как правило, следует размещать на территориях существующих сельских поселений.

Участки садоводческих товариществ необходимо размещать с учетом перспективного развития городских и сельских поселений за пределами резервных территорий, предусматриваемых для индивидуального жилищного строительства, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания, как правило, не более 1,5 ч, а для крупнейших и крупных городов - не более 2 ч.

2. СЕЛИТЕБНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

2.1*. Планировочную структуру селитебной территории городских и сельских поселений следует формировать с учетом взаимоувязанного размещения зон общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также в увязке с планировочной структурой поселения в целом в зависимости от его величины и природных особенностей территории.

Для предварительного определения потребности в селитебной территории следует принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах при средней этажности жилой застройки до 3 этажей - 10 га для застройки без земельных участков и 20 га - для застройки с участками; от 4 до 8 этажей - 8 га; 9 этажей и выше - 7 га.

Для районов севернее 58° с.ш., а также климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА указанные показатели допускается уменьшать, но не более чем на 30 %.    

Примечание. Селитебную территорию в городах необходимо расчленять на

районы  площадью  не более 250 га  магистралями  или полосами зеленых

насаждений шириной не менее 100 м.

    

2.2. При определении размера селитебной территории следует исходить из необходимости предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома. Расчетная жилищная обеспеченность определяется дифференцированно для городов в целом и отдельных их районов на основе прогнозных данных о среднем размере семьи, с учетом типов применяемых жилых зданий, планируемых объемов жилищного строительства, доли фонда, строящегося за счет средств населения. Общую площадь квартир следует подсчитывать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89.

2.3*. Размещение индивидуального строительства в городах следует предусматривать:

в пределах городской черты - преимущественно на свободных территориях, включая территории, ранее считавшиеся не пригодными для строительства, а также на территориях реконструируемой застройки (на участках существующей индивидуальной усадебной застройки, в районах безусадебной застройки при ее уплотнении и в целях сохранения характера сложившейся городской среды);

на территориях пригородных зон - на резервных территориях, включаемых в городскую черту; в новых и развивающихся поселках, расположенных в пределах транспортной доступности города 30-40 мин.

Районы индивидуальной усадебной застройки в городах не следует размещать на главных направлениях развития многоэтажного строительства на перспективу.

В районах индивидуальной застройки следует предусматривать озеленение, благоустройство и инженерное оборудование территории, размещение учреждений и предприятий обслуживания повседневного пользования.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ

        

2.4. В городах следует формировать систему общественных центров, включающую общегородской центр, центры планировочных районов (зон), жилых и промышленных районов, зон отдыха, торгово-бытовые центры повседневного пользования, а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.), которые допускается размещать в пригородной зоне.             

  Примечание. Число, состав и размещение общественных центров принимаются

с учетом  величины города, его роли в системе расселения и функционально-

планировочной  организации территории.  В крупных и крупнейших городах, а

также  в городах  с  расчлененной  структурой  общегородской  центр,  как

правило,  дополняется  подцентрами городского значения. В малых городах и

сельских  поселениях, как правило, формируется единый общественный центр,

дополняемый объектами повседневного пользования в жилой застройке.

             

2.5. В общегородском центре в зависимости от его размеров и планировочной организации следует формировать системы взаимосвязанных общественных пространств (главных улиц, площадей, пешеходных зон), составляющих ядро общегородского центра.

В исторических городах ядро общегородского центра допускается формировать полностью или частично в пределах зоны исторической застройки при условии обеспечения целостности сложившейся исторической среды.

ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА

        

2.6. При проектировании жилой застройки, как правило, выделяются два основных уровня структурной организации селитебной территории:

микрорайон (квартал) - структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10-60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м (кроме школ и детских дошкольных учреждений, радиус обслуживания которых определяется в соответствии с табл. 5 настоящих норм); границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи;

жилой район - структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.             

  Примечания: 1. Жилой  район является,  как правило, объектом разработки

проекта  детальной планировки, а микрорайон (квартал)- проекта застройки.

Относить проектируемый объект к одному из уровней структурной организации

селитебной территории следует в задании на проектирование.   

         

  2. В малых городах  и сельских поселениях  при компактной планировочной

структуре жилым районом может быть вся селитебная территория.

    

  3. В зоне  исторической застройки  элементами  структурной  организации

селитебной  территории являются кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц

и площадей.          

2.7. Этажность жилой застройки определяется на основе технико-экономических расчетов с учетом архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических требований, особенностей социальной базы и уровня инженерного оборудования.             

  Примечание. Для городов, расположенных в районах сейсмичностью 7-9 баллов,

как правило, следует применять одно-, двухсекционные жилые здания высотой не

более  4  этажей,   а  также   малоэтажную   застройку   с  приусадебными  и

приквартирными участками. Размещение и этажность жилых и общественных зданий

необходимо предусматривать с учетом требований СНиП II-7-81* и СН 429-71.

2.8. При реконструкции районов с преобладанием сложившейся капитальной жилой застройки следует предусматривать упорядочение планировочной структуры и сети улиц, совершенствование системы общественного обслуживания, озеленения и благоустройства территории, максимальное сохранение своеобразия архитектурного облика жилых и общественных зданий, их модернизацию и капитальный ремонт, реставрацию и приспособление под современное использование памятников истории и культуры.

Объемы сохраняемого или подлежащего сносу жилищного фонда следует определять в установленном порядке с учетом его экономической и исторической ценности, технического состояния, максимального сохранения жилищного фонда, пригодного для проживания, и сложившейся исторической среды.

При комплексной реконструкции сложившейся застройки допускается при соответствующем обосновании уточнять нормативные требования заданием на проектирование по согласованию с местными органами архитектуры, государственного надзора и санитарной инспекции. При этом необходимо обеспечивать снижение пожарной опасности застройки и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения.

2.9*. Въезды на территорию микрорайонов и кварталов, а также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на расстоянии не более 300 м один от другого, а в реконструируемых районах при периметральной застройке - не более 180 м. Примыкания проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого движения допускаются на расстояниях не менее 50 м от стоп-линии перекрестков. При этом до остановки общественного транспорта должно быть не менее 20 м.

Для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям -  второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с табл. 8 настоящих норм.

Микрорайоны и кварталы с застройкой 5 этажей и выше, как правило, обслуживаются двухполосными, а с застройкой до 5 этажей - однополосными проездами.    

На однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м одна от другой. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5,5 м.

Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

Тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов. Пересечения тротуаров и велосипедных дорожек с второстепенными проездами, а на подходах к школам и детским дошкольным учреждениям и с основными проездами следует предусматривать в одном уровне с устройством рампы длиной соответственно 1,5 и 3 м.             

  Примечание*. К отдельно  стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей,

а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов,

совмещенных с тротуарами при протяженности их не более 150 м и общей ширине

не менее 4,2 м,  а в малоэтажной (2-3 этажа)застройке  при ширине  не менее

3,5 м.

             

2.10*. Размеры приусадебных (приквартирных) земельных участков, выделяемых в городах на индивидуальный дом или на одну квартиру, следует принимать в порядке, установленном местными органами власти.    

При определении размеров приусадебных и приквартирных земельных участков необходимо учитывать особенности градостроительных ситуаций в городах разной величины, типы жилых домов, характер формирующейся жилой застройки (среды), условия ее размещения в структуре города, руководствуясь рекомендуемым приложением 3.    

2.11. Площадь озелененной территории микрорайона (квартала) следует принимать не менее 6 кв.м/чел. (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений).    

Для частей климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, расположенных севернее 58° с.ш., суммарную площадь озелененной территории микрорайонов допускается уменьшать, но принимать не менее 3 кв.м/чел., а для частей климатических подрайонов IА, IГ, IД, IIА южнее 58° с.ш. и подрайонов IВ, IIБ и IIВ севернее 58° с.ш. - не менее 5 кв.м/чел.           

  Примечание. В площадь отдельных участков озелененной территории микрорайона

включаются  площадки  для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, если они

занимают не более 30% общей площади участка.

        

2.12*. Расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, приведенными в п. 9.19 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СНиП II-4-79 (заменен на СНиП 23-05-95), а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в обязательном приложении 1.

Между длинными сторонами жилых зданий высотой 2-3 этажа следует принимать расстояния (бытовые разрывы) не менее 15 м, а высотой 4 этажа - не менее 20 м, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. Указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции и освещенности, если обеспечивается непросматриваемость жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.    

   Примечания*: 1.В районах  усадебной  застройки  расстояние от окон жилых

помещений (комнат, кухонь и веранд)  до стен  дома и хозяйственных построек

(сарая, гаража, бани),  расположенных  на соседних  земельных  участках, по

санитарным  и бытовым  условиям  должно быть  не менее, как правило, 6 м; а

расстояние до сарая для скота и птицы - в соответствии с п. 2.19* настоящих

норм.  Хозяйственные  постройки  следует  размещать  от границ  участка  на

расстоянии не менее 1 м.

        

   2. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных

земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом требований,

приведенных в обязательном приложении 1.

        

2.13. При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий принимать не менее приведенных в табл. 2.

Таблица 2

Площадки

Удельные размеры площадок, кв.м/чел.

Расстояния от площадок до окон жилых и общественных зданий, м

Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста

0,7

12

Для отдыха взрослого населения

0,1

10

Для занятий физкультурой

2,0

10-40

Для хозяйственных целей и выгула собак

0,3

20 (для хозяйственных целей)

40 (для выгула собак)

Для стоянки автомашин

0,8

По табл. 10

Примечания: 1. Расстояния от площадок для занятий физкультурой  устанавливаются в зависимости от их шумовых характеристик; расстояния  от площадок для сушки белья не нормируются; расстояния от площадок для  мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных  целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 100 м.

2. Допускается уменьшать, но не более чем на 50% удельные размеры  площадок: для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой  в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД, IIА и IVА, IVГ, в районах с  пыльными бурями при условии создания закрытых сооружений, для  хозяйственных целей при застройке жилыми зданиями 9 этажей и выше;  для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для школьников и населения.

2.14. Жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки - и жилые здания с квартирами в первых этажах.

В районах усадебной застройки жилые дома могут размещаться по красной линии жилых улиц в соответствии со сложившимися местными традициями.

2.15. При проектировании жилой застройки в городах расчетную плотность населения на территории жилого района и микрорайона, чел/га, следует принимать в соответствии с региональными (республиканскими) нормами с учетом рекомендуемого приложения 4.

При этом расчетная плотность населения микрорайонов, как правило, не должна превышать 450 чел/га.

СЕЛИТЕБНАЯ ТЕРРИТОРИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

        

2.16. Селитебная территория сельского поселения не должна пересекаться автомобильными дорогами I, II и III категорий, а также дорогами, предназначенными для движения сельскохозяйственных машин и прогона скота.

2.17. В сельских поселениях следует предусматривать преимущественно одно-, двухквартирные жилые дома усадебного типа, допускаются многоквартирные блокированные дома с земельными участками при квартирах, а также (при соответствующем обосновании) секционные дома высотой до 4 этажей.

2.18*. В сельских поселениях размер земельного участка при доме (квартире) определяется заданием на проектирование по местным условиям с учетом демографической структуры населения в зависимости от типа дома. Предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются местными органами власти.

2.19*. Сараи для скота и птицы следует предусматривать на расстоянии от окон жилых помещений дома: одиночные или двойные - не менее 15 м, до 8 блоков - не менее 25 м, свыше 8 до 30 блоков - не менее 50 м, свыше 30 блоков - не менее 100 м. Размещаемые в пределах селитебной территории группы сараев должны содержать не более 30 блоков каждая.

Для жителей секционных домов хозяйственные постройки для скота выделяются за пределами селитебной территории; при секционных домах допускается устройство встроенных или отдельно стоящих коллективных подземных хранилищ сельскохозяйственных продуктов, площадь которых определяется региональными (территориальными) строительными нормами, а при их отсутствии заданием на проектирование.

Площадь застройки сблокированных сараев для скота не должна превышать 800 кв.м. Расстояние между группами сараев следует принимать по табл. 1* обязательного приложения 1*.        

  Примечания: 1. Размеры хозяйственных построек, размещаемых в сельских

поселениях на приквартирных участках, в государственном, индивидуальном

и кооперативном  строительстве следует принимать в соответствии со СНиП

2.08.01-89.

        

  2. Разрешается пристройка хозяйственного сарая (в том числе для скота

и птицы) к усадебному или сблокированному дому с соблюдением требований

СНиП 2.08.01-89.

2.20. Для предварительного определения потребной селитебной территории сельского поселения допускается принимать следующие показатели на один дом (квартиру), га, при застройке:

домами усадебного типа с участками         

при доме (квартире) площадью, кв.м:

2000

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

0,25 - 0,27

1500

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

0,21 - 0,23

1200

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

0,17 - 0,20

1000

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

0,15 - 0,17

800

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

0,13 - 0,15

600

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

0,11 - 0,13

400

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

0,08 - 0,11

секционными домами без участков         

при квартире с числом этажей:

2

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

0,04

3

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

0,03

4

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

0,02

  Примечания: 1. Нижний предел принимается для крупных и больших поселений,

верхний - для средних и малых.

        

  2. При организации обособленных хозяйственных  проездов для прогона скота

площадь селитебной территории увеличивается на 10%.

        

  3. При подсчете  площади  селитебной  территории исключаются не пригодные

для  застройки  территории  -  овраги,  крутые  склоны,  скальные  выступы,

магистральные    оросительные   каналы,   селесбросы,   земельные   участки

учреждений и предприятий обслуживания межселенного значения.

2.21*. Плотность населения на селитебной территории сельского поселения, чел/га, устанавливается региональными (территориальными) строительными нормами, а при их отсутствии принимается в соответствии с рекомендуемым приложением 5.

3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗОНА (РАЙОН)

3.1. Промышленные предприятия, как правило, следует размещать на территории промышленных зон (районов) в составе групп предприятий (промышленных узлов) с общими вспомогательными производствами или объектами инфраструктуры, а в сельских поселениях в составе производственных зон.

3.2. При размещении промышленных зон (районов) необходимо обеспечивать их рациональную взаимосвязь с жилыми районами при минимальных затратах времени на трудовые передвижения.

Размеры и степень интенсивности использования территории промышленных зон (районов) следует принимать в зависимости от условий их размещения в структуре города и градостроительной ценности различных участков его территории, предусматривая многоэтажное строительство и использование подземного пространства.

3.3. Функционально-планировочную организацию промышленных зон следует, как правило, предусматривать в виде панелей и блоков основных и вспомогательных производств с учетом отраслевых характеристик предприятий, санитарно-гигиенических и противопожарных требований к их размещению, грузооборота и видов транспорта, а также очередности строительства.

При этом необходимо формировать взаимосвязанную систему обслуживания работающих на предприятиях и населения прилегающих к промышленной зоне жилых районов.

3.4. Территория, занимаемая площадками промышленных предприятий и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания, должна составлять, как правило, не менее 60 % всей территории промышленной зоны (района).

   Примечания: 1. Занятость   территории    промышленной    зоны    (района)

определяется  в   процентах   как   отношение  суммы  площадок  промышленных

предприятий  и  связанных  с ними  объектов  в  пределах ограждения (или при

отсутствии  ограждения - в  соответствующих  ей  условных границах), а также

учреждений  обслуживания  с  включением  площади,  занятой  железнодорожными

станциями,  к  общей  территории  промышленной  зоны (района),  определенной

генеральным  планом города.  Занятые территории  должны  включать  резервные

участки  на площадке  предприятия, намеченные  в  соответствии с заданием на

проектирование для размещения на них зданий и сооружений.

        

  2. Нормативный  размер  участка   промышленного   предприятия  принимается

равным отношению площади  его застройки  к показателю  нормативной плотности

застройки площадок промышленных предприятий в соответствии со СНиП II-89-80.

3.5*. В пределах селитебной территории городских и сельских поселений допускается размещать промышленные предприятия, не выделяющие вредные вещества, с непожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не создающие шума, превышающего установленные нормы, не требующие устройства железнодорожных подъездных путей. При этом расстояние от границ участка промышленного предприятия до жилых зданий, участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать не менее 50 м.

В случае невозможности устранения вредного влияния предприятия, расположенного в пределах жилой застройки, на окружающую среду следует предусматривать уменьшение мощности, перепрофилирование предприятия или отдельного производства или его перебазирование за пределы жилой застройки.

3.6*. Санитарно-защитные зоны следует предусматривать, если после проведения всех технических и технологических мер по очистке и обезвреживанию вредных выбросов, снижению уровня шума не обеспечиваются предельно допустимые на селитебной территории уровни концентрации вредных веществ и предельно допустимые уровни шума.

Размеры таких зон следует устанавливать в соответствии с действующими санитарными нормами размещения промышленных предприятий и Методикой расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, утвержденной Госкомгидрометом СССР, а также с учетом требований защиты от шума и других требований, приведенных в разд. 9 настоящих норм.        

  Примечания*: 1. Оздоровительные, санитарно-гигиенические,  строительные

и другие мероприятия, связанные с охраной окружающей среды на прилегающей

к предприятию  загрязненной  территории,  включая  устройство  санитарно-

защитных  зон,  осуществляются  за  счет  предприятия,  имеющего  вредные

выбросы.

        

   2. Для  объектов  по  изготовлению   и  хранению  взрывчатых  веществ,

материалов  и  изделий  на их  основе следует  предусматривать  запретные

(опасные)  зоны  и  районы.  Размеры  этих  зон и  районов и  возможность

строительства  в них  определяются специальными нормативными документами,

утвержденными  в установленном  порядке,  и  по  согласованию  с органами

государственного  надзора,   министерствами  и  ведомствами,   в  ведении

которых   находятся  указанные  объекты.  Застройка  запретных  (опасных)

зон жилыми, общественными и  производственными зданиями не допускается. В

случае  особой  необходимости  строительство зданий,  сооружений и других

объектов  на  территории  запретного  района  может  разрешаться в каждом

конкретном случаев  в  порядке,  указанном  в  Положении  по установлению

запретных зон  и районов  при арсеналах,  базах и складах, утвержденном в

установленном порядке.

3.7. В промышленные районы, отделенные от селитебной территории санитарно-защитной зоной шириной более 1000 м, не следует включать предприятия с санитарно-защитной зоной до 100 м, особенно предприятия пищевой и легкой промышленности.

3.8. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилые здания, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, сады, парки, садоводческие товарищества и огороды.

3.9. Минимальную площадь озеленения санитарно-защитных зон следует принимать в зависимости от ширины зоны, %:                      

  до 300 м ................................ 60

  св. 300 до 1000 м ....................... 50

  св. 1000 до 3000 м ...................... 40

Со стороны селитебной территории необходимо предусматривать полосу древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м - не менее 20 м.

3.10. Устройство отвалов, шламонакопителей, хвостохранилищ, отходов и отбросов предприятий допускается только при обосновании невозможности их утилизации; при этом для промышленных районов и узлов, как правило, следует предусматривать централизованные (групповые) отвалы. Участки для них следует размещать за пределами предприятий и II пояса зоны санитарной охраны подземных водоисточников с соблюдением санитарных норм, а также норм или правил безопасности, утвержденных или согласованных с Госстроем России.

Отвалы, содержащие уголь, сланец, мышьяк, свинец, ртуть и другие горючие и токсичные вещества, должны быть размещены от жилых и общественных зданий и сооружений на расстоянии, определяемом расчетом, но не ближе расчетного опасного сдвига отвалов.

НАУЧНАЯ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗОНА (РАЙОН)

3.11. На территории научной и научно-производственной зоны следует размещать учреждения науки и научного обслуживания, опытные производства и связанные с ними высшие и средние учебные заведения, учреждения и предприятия обслуживания, а также инженерные и транспортные коммуникации и сооружения.

  Примечание. Состав  научной и  научно-производственной  зоны  и  условия

размещения отдельных НИИ и опытных производств следует определять с учетом

факторов влияния на окружающую среду.

3.12. Численность работающих научно-производственной зоны, расположенной в пределах селитебной территории, не должна превышать 15 тыс. чел.

3.13. Размеры земельных участков научных учреждений следует принимать (на 1000 кв.м общей площади), га, не более:                 

 

  естественных и технических наук .... 0,14-0,2

  общественных наук .................. 0,1-0,12     

  Примечания: 1. В приведенную норму не входят опытные поля, полигоны,

резервные территории, санитарно-защитные зоны.

        

  2. Меньшие  значения  показателей следует принимать для крупнейших и

крупных городов и для условий реконструкции.

КОММУНАЛЬНО-СКЛАДСКАЯ ЗОНА (РАЙОН)

3.14. На территориях коммунально-складских зон (районов) следует размещать предприятия пищевой (пищевкусовой, мясной и молочной) промышленности, общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные склады (холодильники, картофеле-, овоще-, фруктохранилища), предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города.

Систему складских комплексов, не связанных с непосредственным повседневным обслуживанием населения, следует формировать за пределами крупных и крупнейших городов, приближая их к узлам внешнего, преимущественно железнодорожного транспорта.

За пределами территории городов и их зеленых зон, в обособленных складских районах пригородной зоны с соблюдением санитарных, противопожарных и специальных норм следует предусматривать рассредоточенное размещение складов государственных резервов, складов нефти и нефтепродуктов первой группы, перевалочных баз нефти и нефтепродуктов, складов сжиженных газов, складов взрывчатых материалов и базисных складов сильнодействующих ядовитых веществ, базисных складов продовольствия, фуража и промышленного сырья, лесоперевалочных баз базисных складов лесных и строительных материалов.        

   Примечания: 1. Для   малых  городов   и  сельских   поселений   следует

предусматривать  централизованные  склады, обслуживающие группу поселений,

располагая  такие   склады   преимущественно   в  районных   центрах   или

пристанционных поселениях.

        

   2. В районах  с  ограниченными  территориальными  ресурсами  и  ценными

сельскохозяйственными угодьями допускается при наличии отработанных горных

выработок  и  участков  недр,  пригодных  для  размещения  в них объектов,

осуществлять  строительство  хранилищ   продовольственных  и  промышленных

товаров,  ценной  документации,  распределительных  холодильников и других

объектов,  требующих  обеспечения  устойчивости  к внешним  воздействиям и

надежности функционирования.

3.15*. Размеры земельных участков складов, предназначенных для обслуживания поселений, допускается принимать из расчета 2 кв.м на одного человека в крупнейших и крупных городах с учетом строительства многоэтажных складов и 2,5 кв.м - в остальных поселениях.

В городах-курортах размеры коммунально-складских зон для обслуживания лечащихся и отдыхающих следует принимать из расчета 6 кв.м на одного лечащегося или отдыхающего, а в случае размещения в этих зонах оранжерейно-тепличного хозяйства - 8 кв.м.

В городах общая площадь коллективных хранилищ сельскохозяйственных продуктов определяется из расчета 4-5 кв.м на одну семью. Число семей, пользующихся хранилищами, устанавливается заданием на проектирование.

Размеры земельных участков, площади, вместимость складов общетоварных и специализированных, для хранения овощей, картофеля и фруктов, топлива и строительных материалов допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 6.        

   Примечание. Размеры санитарно-защитных зон для картофеле-, овоще- и

фруктохранилищ следует принимать 50 м.

    

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗОНА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

3.16. При размещении сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений расстояния между ними следует назначать минимально допустимые исходя из санитарных, ветеринарных и противопожарных требований и норм технологического проектирования. Плотность застройки площадок сельскохозяйственных предприятий должна быть не менее указанной в СНиП II-97-76.

3.17. Линии электропередачи, связи и других линейных сооружений местного значения следует размещать по границам полей севооборотов вдоль дорог, лесополос, существующих трасс с таким расчетом, чтобы обеспечивался свободный доступ к коммуникациям с территории, не занятой сельскохозяйственными угодьями.

3.18*. Производственная зона, как правило, не должна пересекаться железными или автомобильными дорогами общей сети.

При размещении сельскохозяйственных предприятий и других объектов необходимо предусматривать меры по исключению загрязнения почв, поверхностных и подземных вод, поверхностных водосборов, водоемов и атмосферного воздуха с учетом требований п.3.6* и разд. 9 настоящих норм.

4. ЛАНДШАФТНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

4.1. В городских и сельских поселениях необходимо предусматривать, как правило, непрерывную систему озелененных территорий и других открытых пространств. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городов (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40%, а в границах территории жилого района не менее 25% (включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона).            

  Примечания: 1. В зонах тундры, лесотундры. пустыни и полупустыни уровень

озелененности  территории  в  пределах  застройки должен устанавливаться в

соответствии с региональными нормами.

  2. В городах  с предприятиями,  требующими устройства санитарно-защитных

зон шириной более 1 км, уровень озелененности территории застройки следует

увеличивать не менее чем на 15%.

4.2. Площадь озелененных территорий общего пользования - парков, садов, скверов, бульваров, размещаемых на селитебной территории городских и сельских поселений, следует принимать по табл. 3.

В крупнейших, крупных и больших городах существующие массивы городских лесов следует преобразовывать в городские лесопарки и относить их дополнительно к указанным в табл. 3 озелененным территориям общего пользования исходя из расчета не более 5 кв.м/чел.

Таблица 3

Озелененные

Площадь озелененных территорий, кв.м/чел.

 территории общего пользования

крупнейших, крупных и больших городов

средних городов

малых городов

сельских поселений

Общегородские

 Жилых районов

10

6

7

6

8 (10)*

_

12

_

_____________        

* В скобках приведены размеры для малых городов с численностью населения до 20 тыс. чел.

Примечания: 1. Для городов-курортов приведенные нормы общегородских озелененных территорий общего пользования следует увеличивать, но не более чем на 50%.

2. Площадь озелененных территорий общего пользования в поселениях допускается уменьшать для тундры и лесотундры до 2 кв.м/чел.; полупустыни и пустыни - на 20-30%; увеличивать для степи и лесостепи на 10-20%.

3. В средних, малых городах и сельских поселениях, расположенных в окружении лесов, в прибрежных зонах крупных рек и водоемов площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20%.

4.3. В структуре озелененных территорий общего пользования крупные парки и лесопарки шириной 0,5 км и более должны составлять не менее 10%.

Время доступности городских парков должно быть не более 20 мин, а парков планировочных районов - не более 15 мин.

  Примечание. В сейсмических районах необходимо обеспечивать свободный доступ

парков, садов и других озелененных территорий общего пользования, не допуская

устройства оград со стороны жилых районов.    

4.4. Расчетное число единовременных посетителей территории парков, лесопарков, лесов, зеленых зон следует принимать, чел/га, не более:

  для городских парков.......................... 100

   "  парков зон отдыха ........................  70

   "  парков курортов ..........................  50

   "  лесопарков (лугопарков, гидропарков)......  10

   "  лесов ....................................  1-3

  Примечания: 1. В  зоне  пустынь  и  полупустынь  указанные  нормы следует

уменьшать на 20%.

        

  2. При   числе   единовременных   посетителей  10-50  чел/га   необходимо

предусматривать дорожно-тропиночную сеть  для организации их движения, а на

опушках полян - почвозащитные посадки, при числе единовременных посетителей

50 чел/га  и  более - мероприятия  по  преобразованию  лесного  ландшафта в

парковый.

4.5. В крупнейших, крупных и больших городах наряду с парками городского и районного значения необходимо предусматривать специализированные - детские, спортивные, выставочные, зоологические и другие парки, ботанические сады, размеры которых следует принимать по заданию на проектирование.

Ориентировочные размеры детских парков допускается принимать из расчета 0,5 кв.м/чел., включая площадки и спортивные сооружения, нормы расчета которых приведены в рекомендуемом приложении 7*.

4.6. На территориях с высокой степенью сохранности естественных ландшафтов, имеющих эстетическую и познавательную ценность, следует формировать национальные и природные парки. Архитектурно-пространственная организация национальных и природных парков должна предусматривать использование их территории в научных, культурно-просветительных и рекреационных целях с выделением, как правило, заповедной, заповедно-рекреационной, рекреационной и хозяйственной зон.

4.7. При размещении парков и садов следует максимально сохранять участки с существующими насаждениями и водоемами.

Площадь территории парков, садов и скверов следует принимать, га, не менее: городских парков - 15, парков планировочных районов - 10, садов жилых районов - 3, скверов - 0,5; для условий реконструкции площадь скверов может быть меньших размеров.

В общем балансе территории парков и садов площадь озелененных территорий следует принимать не менее 70 %.

Для городов в зоне тундры и лесотундры следует предусматривать преимущественно сады и скверы площадью до 1- 1,5 га, а также зимние сады в зданиях.

4.8. При строительстве парков на пойменных территориях необходимо соблюдать требования разд. 8 настоящих норм и СНиП 2.06.15-85.

4.9. Бульвары и пешеходные аллеи следует предусматривать в направлении массовых потоков пешеходного движения. Размещение бульвара, его протяженность и ширину, а также место в поперечном профиле улицы следует определять с учетом архитектурно-планировочного решения улицы и ее застройки. На бульварах и пешеходных аллеях следует предусматривать площадки для кратковременного отдыха.

Ширину бульваров с одной продольной пешеходной аллеей следует принимать, м, не менее, размещаемых:        

  по оси улиц . . . . . . . . . . . . . . .. . . 18

  с одной стороны улицы между

  проезжей частью и застройкой . . . . . . . . . 10

4.10. Озелененные территории общего пользования должны быть благоустроены и оборудованы малыми архитектурными формами: фонтанами и бассейнами, лестницами, пандусами, подпорными стенками, беседками, светильниками и др. Число светильников следует определять по нормам освещенности территорий.

4.11. Дорожную сеть ландшафтно-рекреационных территорий (дороги, аллеи, тропы) следует трассировать по возможности с минимальными уклонами в соответствии с направлениями основных путей движения пешеходов и с учетом определения кратчайших расстояний к остановочным пунктам, игровым и спортивным площадкам. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м (ширина полосы движения одного человека).

Покрытия площадок, дорожно-тропиночной сети в пределах ландшафтно-рекреационных территорий следует применять из плиток, щебня и других прочных минеральных материалов, допуская применение асфальтового покрытия в исключительных случаях.

4.12. Расстояния от зданий, сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников следует принимать по табл. 4.

Таблица 4

Здание, сооружение, объект инженерного благоустройства

Расстояния, м, от здания, сооружения, объекта до оси

 

ствола дерева

кустарника

Наружная стена здания и сооружения

5,0

1,5

Край трамвайного полотна

5,0

3,0

Край тротуара и садовой дорожки

0,7

0,5

Край проезжей части улиц, кромка укрепленной полосы обочины дороги или бровка канавы

2,0

1,0

Мачта и опора осветительной сети, трамвая, мостовая опора и эстакада

4,0

-

Подошва откоса, террасы и др.

1,0

0,5

Подошва или внутренняя грань подпорной стенки

3,0

1,0

Подземные сети:

газопровод, канализация     

1,5

-

тепловая сеть (стенка канала, тоннеля или оболочка при бесканальной прокладке)

2,0

1,0

водопровод, дренаж

2,0

-

силовой кабель и кабель связи

2,0

0,7

Примечания: 1. Приведенные нормы относятся к деревьям с диаметром кроны не более 5 м и должны быть увеличены для деревьев с кроной большего диаметра.

2. Расстояния от воздушных линий электропередачи до деревьев следует принимать по правилам устройства электроустановок.

3. Деревья, высаживаемые у зданий, не должны препятствовать инсоляции и освещенности жилых и общественных помещений в пределах требований, изложенных в разд. 9 настоящих норм.

4.13. В зеленых зонах городов следует предусматривать питомники древесных и кустарниковых растений и цветочно-оранжерейные хозяйства с учетом обеспечения посадочным материалом группы городских и сельских поселений. Площадь питомников должна быть не менее 80 га.

Площадь питомников следует принимать из расчета 3-5 кв.м/чел. в зависимости от уровня обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования, размеров санитарно-защитных зон, развития садоводческих товариществ, особенностей природно-климатических и других местных условий. Общую площадь цветочно-оранжерейных хозяйств следует принимать из расчета 0,4 кв.м/чел.

ЗОНЫ ОТДЫХА И КУРОРТНЫЕ

4.14. Размещение зон массового кратковременного отдыха следует предусматривать с учетом доступности этих зон на общественном транспорте, как правило, не более 1,5 ч.

Размеры территорий зон отдыха следует принимать из расчета 500-1000 кв.м на одного посетителя, в том числе интенсивно используемая ее часть для активных видов отдыха должна составлять не менее 100 кв..м на одного посетителя. Площадь участка зоны массового кратковременного отдыха следует принимать не менее 50 га, в зоне пустынь и полупустынь - не менее 30 га.

Зоны отдыха следует размещать на расстоянии от санаториев, пионерских лагерей, дошкольных санаторно-оздоровительных учреждений, садоводческих товариществ, автомобильных дорог общей сети и железных дорог не менее 500 м, а от домов отдыха - не менее 300 м.

4.15. Размеры стоянок автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон, следует определять по заданию на проектирование, а при отсутствии данных - по рекомендуемому приложению 9.

4.16. Курортная зона должна быть размещена на территориях, обладающих природными лечебными факторами, наиболее благоприятными микроклиматическими, ландшафтными и санитарно-гигиеническими условиями. В ее пределах следует размещать санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха и туризма, учреждения и предприятия обслуживания лечащихся и отдыхающих, формирующие общественные центры, включая общекурортный центр, курортные парки и другие озелененные территории общего пользования, пляжи.

4.17. При проектировании курортных зон следует предусматривать:

размещение санаторно-курортных учреждений длительного отдыха на территориях с допустимыми уровнями шума; детских санаторно-курортных и оздоровительных учреждений изолированно от учреждений для взрослых с отделением их полосой зеленых насаждений шириной не менее 100 м;

вынос промышленных и коммунально-складских объектов, жилой застройки и общественных зданий, не связанных с обслуживанием лечащихся и отдыхающих;

ограничение движения транспорта и полное исключение транзитных транспортных потоков.

Размещение жилой застройки для расселения обслуживающего персонала санаторно-курортных и оздоровительных учреждений следует предусматривать вне курортной зоны, при условии обеспечения затрат времени на передвижение до мест работы в пределах 30 мин.

4.18. Однородные и близкие по профилю санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, размещаемые в пределах курортных зон, как правило, следует объединять в комплексы, обеспечивая централизацию медицинского, культурно-бытового и хозяйственного обслуживания в единое архитектурно-пространственное решение.

4.19. Расстояние от границ земельных участков вновь проектируемых санаторно-курортных и оздоровительных учреждений следует принимать, м, не менее:

до жилой застройки учреждений коммунального хозяйства и складов (в условиях реконструкции не менее 100 м) ......................................................................

500

до автомобильных дорог категорий:

I, II, III ............................................................

500

IV ..................................................................

200

до садоводческих товариществ ..........

300

4.20*. Размеры территорий общего пользования курортных зон следует устанавливать из расчета, кв.м на одно место, в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях: общекурортных центров - 10, озелененных - 100.         

  Примечание*. В курортных зонах сложившихся приморских, а также горных

курортов  размеры озелененных территорий общего пользования допускается

уменьшать, но не более чем на 50%.

Часть 1    |    Часть 2    |    Часть 3    |    Часть 4    |    Часть 5    |    Часть 6    |    Часть 7




Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Все СНиПы >>    СНиПы «Строительство, ремонт, монтаж >>



Смотрите также: Каталог «Строительство, ремонт, монтаж» >>
Компании «Строительство, ремонт, монтаж» >>
Статьи (558) >>
ГОСТы (116) >>
СНиПы (94) >>
СанПиНы (14) >>
Нормативные документы (13) >>
ВСН (38) >>
Задать вопрос в форуме >>
Подписка на рассылки >>
Copyright © 1999-2024 ВашДом.Ру - проект группы «Текарт»
По вопросам связанным с работой портала вы можете связаться с нашей службой поддержки или оставить заявку на рекламу.
Политика в отношении обработки персональных данных
наверх