Часть 1    |    Часть 2    |    Часть 3    |    Часть 4

СНиП III-42-80. Магистральные трубопроводы. Часть 2

4.44. При холодном гнутье труб и двухтрубных сек­ций на трубогибочных станках продольные сварные швы должны располагаться в нейтральной плоскости изгиба.

4.45. Участок двухтрубной секции на расстоянии не менее 0,5 диаметра трубы по обе стороны кольцевого сварного шва не должен подвергаться изгибу.

4.46. Гнутье труб на трубогибочных станках должно производиться при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20°С.

4.47. Допуски на изготовление гнутых отводов на трубогибочных станках должны быть в пределах, ука­занных в табл. 7.

4.48. Кривые поворота (углы поворота) на линейной части трубопроводов, выполняемые с помощью гнутых отводов, проектируются с шагом градации 3° и в стес­ненных условиях трассы - с шагом градации 1°.

Гнутые отводы изготавливают с углами изгиба, кратными 3° или 1°.

4.49. Разбивка на местности кривых поворота, монтируемых из отводов, выполняется в соответствии с проектом. Запрещается разбивка поворотов трубопроводов по круговой кривой и по усредненным значениям радиусов.

Таблица 7

Содержание допуска

Величина отклонения от заданного параметра

Отклонение продольного сварного шва от нейтральной плоскости гиба

До 100 мм

Разброс продольных сварных швов двухтрубной секции

До 100 мм

Овальность поперечного сечения:


концов гнутых отводов

До 2%

изогнутой части отвода

До 2,5%

Длина неизгибаемых участков по обе стороны от кольцевого сварного шва двухтрубной секции

Не менее 0,5 диаметра трубы

Высота плавных гофр гнутых отводов

Не более толщины стен­ки трубы, но не более 10 мм

Допускаемое отклонение общего угла гнутого отвода от заданной величины

±0°20'


4.50. Монтаж кривых поворота производится без об­резки прямых концов у гнутых отводов.

4.51. Если при подходе прямого участка трубопрово­да к кривой поворота образуется строительный разрыв, то он восполняется вставкой, а не передвижкой кривой к уложенной нитке трубопровода.

5. ТРАСПОРТИРОВКА ТРУБ И ТРУБНЫХ СЕКЦИИ

5.1. Для погрузки и разгрузки труб кранами и трубоукладчиками следует применять траверсы, канаты и мягкие полотенца; погрузка и разгрузка труб увеличенной длины должны производится с применением специальной оснастки. Сбрасывание труб и трубных секций или стаскивание их с торца при раз­грузке из железнодорожных вагонов и трубовозов не допускается.

Перекатку труб и трубных секций разрешается про­изводить только по лагам.

5.2. Транспортные средства должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими сохранность как самих труб (секций, трубной арматуры), так и покрытий, нанесенных на них.

5.3. Перемещение труб и трубных секций волоком за­прещается.

5.4. Предельное количество труб и трубных секций перевозимых на автомобилях и тракторах, с учетом гру­зоподъемности машин и размеров труб определяется по табл. 8.

Таблица 8

Грузо-

Диаметр трубы, мм

подъем-

1420Х17

1220X 13

1020Х13

820Х9

720Х10

ность

Длина трубы или трубных секций, м


12

24

36

12

24

36

12

24

36

12

24

36

12

24

36

9

1

2

1

2

1

3

2

1

5

3

1

18

2

1

3

2

1

5

2

2

5

3

2

7

5

4

30

2

1

3

3

2

5

3

2

5

5

3

9

9

5

50

2

2

3

3

3

5

5

5

6

6

6

9

9

9

5.5. Необходимая ширина дороги в зоне поворота исходя из вписываемости транспортных машин в прямо­угольный поворот определяется по табл. 9.

5.6. Доставка секций и труб должна осуществляться на транспортных средствах (платформах), исключающих возникновение изгибающих нагрузок на тело трубы.

5.7. Транспортирование трубных секций длиной до 24 м в горных условиях на участках с уклонами 10—15° следует выполнять трубовозами на колесном ходу. На участках с уклонами более 15° следует применять ма­шины на гусеничном ходу.

Таблица 9


Длина автопоезда, м

Ширина входного

12

16

20

24

28

проезда, м

Ширина Дороги в зоне поворота, м

5

15

18

22

26

28

10

11,5

14

17,5

20

23

15

8

12

14

17

19

20

7,5

9

12

14

17

25

7

8

11

13

15


Для особо трудных участков трассы и пересеченной местности необходимо предусматривать дежурные трак­торы-тягачи или тракторные самоходные лебедки.

5.8. При невозможности доставки труб н трубных секций автомобильными транспортными средствами непосредственно к месту монтажных работ на трассе следует предусматривать промежуточные пункты пере­грузки трубных секций на гусеничные транспортные средства. Места размещения пунктов надо выбирать с учетом устройства разворотов транспортных средств и двустороннего проезда.

Пункты перегрузки должны быть обеспечены погрузочно-разгрузочными средствами.

5.9. При перевозке грузов через пустыни, полупусты­ни. тундру и тайгу у конечных станций железной дороги или пристаней, а также на. трассе путей развозки материалов на расстоянии не более дневного перехода транспортных средств должны быть организованы полевые опорные пункты, обеспеченные запасом питьевой и тех­нической воды, пищи, топлива, передвижными ремонтными мастерскими, жильем и радиосвязью.

6. ЗАЩИТА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ ИЗОЛЯЦИОННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ

Общие положения

6.1. Противокоррозионную защиту магистральных трубопроводов изоляционными покрытиями при любом способе прокладки (подземном, наземном, надземном, подводном) необходимо выполнять согласно требовани­ям проекта, стандартов, ТУ на изоляционные и оберточ­ные материалы, главы СНиП по проектированию ма­гистральных трубопроводов и настоящего раздела.

6.2. При применении неизолированных труб работы в трассовых условиях по очистке, огрунтовке и нанесе­нию на трубопровод изоляционных покрытий и защит­ных оберток должны выполняться, как правило, меха­низированным способом в соответствии с требованиями настоящего раздела и технологических инструкций.

6.3. Защитные свойства изоляционных покрытий стыковых соединений (при применении труб с заводской изоляцией), отремонтированных участков (поврежден­ных изоляционных покрытий), а также покрытий мест присоединения к трубопроводу запорной арматуры, фи­тингов, проводов и кабелей средств электрохимической защиты должны соответствовать защитным свойствам покрытия трубопровода.



Очистка и огрунтовка трубопроводов

6.4. Изолируемые трубопроводы перед нанесением грунтовочного слоя или изоляционного покрытия следу­ет очистить от ржавчины, земли, пыли, снега, наледи, копоти, масла, поддающейся механической очистке ока­лины и других загрязнений, а при необходимости вы­сушить и подогреть.

Очищенная поверхность трубопровода под полимер­ные липкие ленты или битумные покрытия должна соответствовать утвержденному Мнннефтегазстроем и со­гласованному с заказчиками эталону, а под лакокра­сочные покрытия — требованиям действующих ГОСТов.

6.5. Очищенная сухая поверхность трубопровода сра­зу же должна быть покрыта ровным слоем грунтовки без пропусков, подтеков, сгустков и пузырей.

6.6. Грунтовки под изоляционные покрытия из поли­мерных липких лент или битумных мастик, а также под лакокрасочные покрытия должны применяться в соот­ветствии с проектом и ТУ на эти материалы.

Защита подземных и наземных (в насыпях) трубопроводов от почвенной коррозии

6.7. Изоляционные покрытия из полимерных липких лент или битумных мастик следует наносить на трубо­провод в трассовых условиях, как правило, при совме­щенном методе изоляционно-укладочных работ.

Нанесение изоляционных покрытий на влажную или запыленную поверхность огрунтованного трубопровода, а также производство очистных работ во время снего­пада, дождя, тумана, сильного ветра, пылевой бури не допускаются.

6.8. Температурные пределы нанесения грунтовок и покрытий из полимерных лент, а также требования к нагреву изолируемого трубопровода и ленты при нане­сении должны соответствовать требованиям технических условий на данный вид ленты.

6.9. Битумные мастики следует наносить на трубо­провод с учетом температуры воздуха в соответствии с табл. 11.

Таблица 11

Температура размягчения битумной мастики, °С

Температура воздуха при нанесении битум­ной мастики, °С (включительно)

65

От +5 до —30

75

От +15 ДО —15

90

От +35 до —10

100

Or +40 до —5

6.10. В случае применения битумных мастик при бо­лее низкой, чем указано в табл. 11 (настоящего раздела) температуре (но не ниже минус 30° С), изоляционно-укла­дочные работы следует производить только по совме­щенному методу, подогревая трубопровод до положи­тельных температур, но не выше температур, указанных в этой таблице для применяемой мастики, и предохра­няя его от охлаждения путем немедленной засыпки грун­том после укладки на дно траншеи.

6.11. Битумные мастики следует изготовлять в заводских условиях; в трассовых условиях их разогревают и котлах до температуры не выше плюс 200°С, постоян­но перемешивая.

6.12. Изготовление битумных мастик в полевых ус­ловиях допускается, в виде исключения, в битумоплавильных установках или передвижных котлах, оборудо­ванных устройствами для механического перемешивания.

Состав битумных мастик и область их применения должны соответствовать ГОСТам на эти мастики и тре­бованиям главы СНиП по проектированию магистраль­ных трубопроводов.

6.13. Доставку разогретой битумной мастики к месту производства изоляционных работ следует осуществлять битумовозами, оборудованными подогревательными устройствами. Не допускается хранение битумной мас­тики в разогретом виде с температурой плюс 190—200°С более одного часа и с температурой плюс 160—180°С более трех часов.

6.14. В случае образования на поверхности трубопро­вода влаги (в виде росы или инея) грунтовку и изоля­ционные покрытия следует наносить только после пред­варительной просушки трубопровода сушильными уст­ройствами, исключающими возможность образования копоти и других загрязнений на трубопроводе.

6.15. Армирующие и оберточные рулонные матери­алы наносят одновременно с изоляцией путем намотки по спирали (той же изоляционной машиной) с нахлестом витков не менее 3 см без гофр, морщин и складок. Нахлест концов обертки должен быть 10—15 см.

6.16. Нахлест смежных витков полимерной ленты при однослойной намотке должен быть не менее 3 см. Для получения двухслойного покрытия наносимый виток должен перекрывать уложенный на 50 % его ширины плюс 3 см.

6.17. Крановые узлы, отводы, тройники, катодные выводы, задвижки и т.п. следует изолировать покрытия­ми, установленными проектом:

на подземной части и не менее 15 см над землей— битумными мастиками или полимерными липкими лентами;

на надземной части — покрытиями, применяемыми для защиты трубопровода от атмосферной коррозии.

Защита надземных трубопроводов от атмосферной коррозии

6.18. При защите надземных трубопроводов от атмос­ферной коррозии жировые смазки следует наносить при температуре не выше 40°С для ВНИИСТ-2 и 60°С для ВНИИСТ-4. Перед нанесением покрытия в смазку сле­дует добавлять 15—20% (по массе смазки) алюминие­вой пудры. Толщина покрытия поверхности трубы жи­ровой смазкой должна быть в пределах 0,2—0,5 мм. Слой смазки наносят, как правило, при помощи машин и приспособлений.

6.19. Цинковые и алюминиевые покрытия (метал­лизация) наносят на трубы в стационарных условиях, в трассовых условиях покрывают стыковые соединения труб и места повреждений изоляции.

6.20. Лакокрасочные покрытия на трубопроводы сле­дует наносить при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С.

Очищенную поверхность перед окраской необходимо обезжиривать бензином, ацетоном или уайтспиритом.

6.21. Лакокрасочные покрытия следует наносить не менее чем в 2 слоя в соответствии с проектом по грун­товке, нанесенной в 2—3 слоя. Каждый последующий слой грунтовки, краски, эмали, лака необходимо нано­сить после просушки предыдущего слоя.

6.22. Защиту от коррозии опорных и других метал­локонструкций надземных трубопроводов необходимо выполнять в соответствии с требованиями главы III части СНиП по защите строительных конструкций и соору­жений от коррозии.

Контроль качества изоляционных покрытий

6.23. Качество изоляционных покрытий магистраль­ных трубопроводов должен проверять подрядчик в при­сутствии представителя технадзора заказчика по мере их нанесения, перед укладкой и после укладки трубо­провода в траншею в соответствии с табл. 12.

6.24. Выявленные дефекты в изоляционном покрытии, а также повреждения изоляции, произведенные во время проверки ее качества, должны быть исправлены.

7. УКЛАДКА ТРУБОПРОВОДА В ТРАНШЕЮ

Общие положения

7.1. Трубопровод следует укладывать в траншею в зависимости от принятой технологии и способа произ­водства работ следующими методами:

опусканием трубопровода с одновременной его изо­ляцией механизированным методом (при совмещенном способе производства изоляционно-укладочных работ);

опусканием с бермы траншеи ранее заизолированных участков трубопровода (при раздельном способе произ­водства работ);

продольным протаскиванием ранее подготовленных плетей вдоль траншеи наплаву с последующим их пог­ружением на дно.

7.2. При укладке трубопровода в траншею должны обеспечиваться:

правильный выбор количества и расстановки кра­нов-трубоукладчиков и минимально необходимой для производства работ высоты подъема трубопровода над землей с целью предохранения трубопровода от пере­напряжения, изломов и вмятин;

сохранность изоляционного покрытия трубопровода;

полное прилегание трубопровода ко дну траншеи по всей его длине;

проектное положение трубопровода.

Таблица 12

Операция

Периодичность контроля

Метод контроля

Показатель


Контроль качества материалов


Проверка поставляемых изоля­ционных материалов на соот­ветствие требованиям стандар­та или техническим условиям

Каждую партию

В соответствии с дей­ствующими стандар­тами или технически­ми условиями на ма­териалы

Соответствие стандартам пли техническим условиям (ТУ)

Контроль качества грунтовки (праймера) при полевом изго­товлении:




компонентного состава

При дозировке

Отмериванием (взве­шиванием)

По ГОСТ 9.015-74*

однородности, вязкости и плотности

Каждую партию

Визуально, а также вискозиметром и аре­ометром

Отсутствие нерастворенного вяжущего, посторонних вклю­чений, вязкость по вискозимет­ру (B3-4) 15—30 с. Плотность 0,75—0,85 г/см3

Контроль качества битумных изоляционных мастик при при­емке партии заводского изго­товления и полевом изготов­лении:




компонентного состава (для мастик полевого из­готовления)

При дозировке

Отмериванием (взве­шиванием)

По ГОСТ 15836—79 или ТУ на мастики

однородности

Каждую партию

Визуально по сколу образца

Отсутствие сгустков, посторон­них включений 11 не покрытых битумом частиц наполнителя

вспенивания

То же

Визуально по нагре­той пробе

При нагреве до плюс 130—160° С отсутствие вспенивания

температуры размягчения

Каждую партию, варку (котла)

ГОСТ 15836—79

По стандарту или техническим условиям на мастику

глубины проникания иглы (пенетрация)

Каждую партию

Пенетрометром

По стандарту или техническим условиям на мастику

растяжимости (дуктиль-ность)

Каждую партию

Дуктилометром

По стандарту или техническим условиям на мастику

водонасыщаемости

То же

Взвешиванием об­разцов

Не более 0,2% за 24 ч

Контроль температуры при приготовлении, расплавлении и перевозке заводской или ранее приготовленной битумной ма­стики

Непрерывно в про­цессе работы

Встроенными термо­метрами или термо­парами

Температура нагрева (пп. 6.11 и 6.13)

Контроль качества изоляционных покрытий подземных трубопроводов

Очистки изолируемого трубо­провода

Непрерывно

Визуально по этало­ну или приборам

По утвержденным эталонам очистки или показаниям приборов

Нанесения грунтовки (прайме-ра)

Визуально

Ровный слои без пропусков, подтеков, сгустков, пузырей

Нанесения битумной изоляции:




сплошности

На всей поверхно­сти (в процессе нанесения) После укладки трубопровода в траншею (в ме­стах, вызывающих сомнение)

Дефектоскопом и ви­зуально

Отсутствие пропусков, оголе­ний и пробоя при напряжении на щупе дефектоскопа не ме­нее 5 кВ на каждый 1 мм тол­щины (включая обертку)

толщины

Не реже, чем че­рез 100 м

Толщиномером

По проекту

армирования

Непрерывно

Визуально

То же

защитной обертки

По проекту

прилипаемости

Через 500 м и в местах, вызываю­щих сомнение

Адгезиметром или вырезом треугольни­ка

На сдвиг не менее 0.2 МПа (2 кгс/см2) при температуре от —15 до +25° С; при вырезе — отсутствие отслаивания покры­тия

Контроль качества нанесения полимерных изоляционных лент:




сплошности покрытия

На всей поверх­ности

Дефектоскопом и ви­зуально

Отсутствие пропусков, оголе­ний и пробоя пои напряжении на щупе дефектоскопа не ме­нее 5 кВ на каждый 1 мм тол­щины (включaя обертку)

числа слоев

В процессе произ­водства работ

Визуально

По проекту

нахлеста витков

То же

Мерной линейкой

У однослойного покрытия 3 см. У двухслойного покрытия 50% ширины плюс 3 см

прилипаемости

В местах, вызы­вающих сомнение

Отслаиванием по над­резу

Усилие, установленное ТУ на ленту

Сплошности изоляционного по­крытия засыпанного трубопро­вода

На всем протяже­нии (кроме за­мерзших грунтов)

Искателями повреж­дений

Отсутствие дефектов

Оценка качества изоляции за­конченных строительством под­земных участков трубопровода

На всем протяже­нии (кроме за­мерзших грунтов)

Катодной поляриза­цией

По технологической инструк­ции

Контроль качества изоляционных покрытий надземных трубопроводов

Алюминиевых и цинковых по­крытий:




толщина

В местах, вызы­вающих сомнение

Толщиномером

Толщина по проекту, но не ме­нее 0,2 мм

адгезия

То же

По методике JSO502863—70 (А)

Полное адгезирование

сплошность

В местах, вызыва­ющих сомнение

Визуально

Пропуски и повреждения по­крытия не допускаются

Лакокрасочных покрытий:




толщина

То же

Толщиномером

Толщина по проекту, но не ме­нее 0,2 мм

адгезия

По ГОСТ 15140—78

Полное адгезирование

сплошность

Искровым дефекто­скопом при напряже­нии 1 кВ

Пропуски и повреждения по­крытия не допускаются

Контроль качества покрытий из жировых смазок

В процессе подго­товки смазок и производства изо­ляционных работ

Дозировка алюми­ниевой пудры — взвешиванием, одно­родность смазки — визуально, толщина и равномерность слоя— толщиномером

Алюминиевой пудры 15—20%; сгустки и посторонние включе­ния не допускаются; толщина покрытия 0,2—0,5 мм


7.3. Производство изоляционно-укладочных работ совмещенным способом должно осуществляться с при­менением кранов-трубоукладчиков, оснащенных трол­лейными подвесками. При необходимости подъема (поддержания) изолированного трубопровода кранами-трубоукладчиками за изоляционной машиной должны применяться мягкие полотенца.

7.4. При раздельном способе производства работ по изоляции и укладке изолированный трубопровод следу­ет опускать кранами-трубоукладчиками, оснащенными мягкими полотенцами.

Резкие рывки в работе кранов-трубоукладчиков, ка­сание трубопровода о стенки траншеи и удары его о дно не допускаются.

7.5. Допуски на положение трубопровода в траншее: минимальное расстояние (зазор) между трубопроводом и стенками траншеи—100 мм, а на участках, где пре­дусмотрена установка грузов или анкерных устройств, —0,45D+100 мм, где D—диаметр трубопровода.

Балластировка и закрепление трубопроводов

7.6. Выбор конструкции балластировки и закрепле­ния трубопроводов определяется проектом.

7.7. Установка анкеров в зимнее время, как правило, должна осуществляться сразу же после разработки траншей в талые грунты.

7.8. Закрепление трубопровода необходимо произво­дить после укладки его на проектные отметки. Соедине­ние силовых поясов с анкерными тягами следует осу­ществлять путем их сварки или с помощью самозакли­нивающихся устройств.

7.9. Изоляция анкерных устройств должна выпол­няться в базовых или заводских условиях. В трассовых условиях необходимо осуществлять изоляцию участков соединения анкерных тяг с силовыми поясами.

7.10. При производстве работ по установке анкерных устройств на трубопроводе необходимо соблюдать сле­дующие допуски:

глубина установки анкеров в грунт менее проектной не допускается. Возможно перезаглубление анкеров до 20 см;

увеличение расстояний между анкерными устройствами по сравнению с проектными не допускается. Воз­можно сокращение расстояний между указанными уст­ройствами до 0,5 м;

относительные смещения анкеров между собой в устройстве не должны превышать 25 см;

расстояния от трубы в свету до анкерной тяги не должны превышать 50 см.

Часть 1    |    Часть 2    |    Часть 3    |    Часть 4




Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Все СНиПы >>    СНиПы «Полезное >>



Смотрите также: Каталог «Полезное» >>
Компании «Полезное» >>
Статьи (473) >>
ГОСТы (1431) >>
СНиПы (45) >>
СанПиНы (2) >>
Нормативные документы (9) >>
ВСН (12) >>
Задать вопрос в форуме >>
Подписка на рассылки >>
наверх