ГОСТ Р ИСО 6310-2005 Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод испытания на деформацию при сжатии
| 
   ФЕДЕРАЛЬНОЕ
  АГЕНТСТВО  | 
 ||
| 
   
  | 
  
   НАЦИОНАЛЬНЫЙ  | 
  
   ГОСТ Р ИСО  | 
 
Транспорт дорожный
НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Метод испытания на деформацию при сжатии
ISO 6310:2001
Road vehicles - Brake linings - Compressive strain test method
(IDT)
| 
   
  | 
  
   Москва Стандартинформ 2006  | 
 
Цели
и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия», Открытым акционерным обществом «Термостойкие изделия и инженерные разработки» (ОАО «ТИИР»)
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 29 декабря 
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6310:2001 «Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод испытания на деформацию при сжатии» (ISO 6310:2001 «Road vehicles - Brake linings - Compressive strain test method»)
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 6310-93
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление удет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| 
   Транспорт дорожный НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ Метод испытания на деформацию при сжатии Road vehicles. Brake linings. Compressive strain test method  | 
 
Дата введения - 2007-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод испытания и измерения деформации тормозных накладок при сжатии.
Стандарт распространяется на накладки с колодками в сборе дисковых и барабанных тормозов и фрикционный материал тормозных накладок без колодки.
2 Нормативная ссылка
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий международный стандарт:
ИСО 611:2003 Транспорт дорожный. Торможение автомобилей и прицепов. Словарь *
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 611, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 деформация сжатия, сжимаемость (compressive strain): Отношение уменьшения толщины тормозной накладки под действием силы сжатия, приложенной перпендикулярно к поверхности трения, и температуры к ее начальной толщине.
4 Обозначения и единицы измерения
Обозначения и соответствующие единицы измерения, используемые в настоящем стандарте, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Обозначения и единицы измерения
| 
   Обозначение  | 
  
   Наименование  | 
  
   Единица измерения  | 
 
| 
   i  | 
  
   Испытуемый образец  | 
  
   -  | 
 
| 
   x  | 
  
   Испытательная нагрузка1)  | 
  
   -  | 
 
| 
   `di  | 
  
   Средняя толщина испытуемого образца  | 
  
   мм  | 
 
| 
   Ddi,x,tot  | 
  
   Общая деформация испытуемого образца, измеренная на испытательном оборудовании при испытательной нагрузке  | 
  
   мкм  | 
 
| 
   Dde,x  | 
  
   Собственная деформация испытательного оборудования при испытательной нагрузке  | 
  
   мкм  | 
 
| 
   Ddi,x  | 
  
   Чистая деформация испытуемого образца при испытательной нагрузке (с учетом деформации испытательного оборудования)  | 
  
   мкм  | 
 
| 
   n  | 
  
   Количество испытуемых образцов  | 
  
   -  | 
 
| 
   εi,x  | 
  
   Индивидуальная сжимаемость испытуемого образца при испытательной нагрузке  | 
  
   -  | 
 
| 
   `εx  | 
  
   Средняя сжимаемость n образцов при испытательной нагрузке  | 
  
   -  | 
 
| 
   t1  | 
  
   Температура плиты для испытаний в горячем состоянии  | 
  
   °C  | 
 
| 
   t2  | 
  
   Максимальная температура колодки при испытаниях в горячем состоянии  | 
  
   °С  | 
 
| 
   
 
  | 
 ||
| 
   1) Испытательная нагрузка x - это постоянные значения: 1 МПа, 2 МПа, 4 МПа и 8 МПа - для накладок дискового тормоза и 1,5 МПа и 3 МПа - для накладок барабанного тормоза.  | 
 ||
5 Сущность метода
Сущность метода заключается в приложении к испытуемому образцу испытательной нагрузки по одной из двух методик:
a) усилие для создания давления на единицу площади (методика А, базовый метод испытаний) в мегапаскалях;
b) давление, эквивалентное значению давления в гидравлической магистрали тормозной системы транспортного средства (методика В), в барах1).
Методику В обычно используют для тормозных систем с гидравлическим приводом. Результаты испытаний по методикам А и В не подлежат непосредственному сравнению.
1) 1 бар = 0,1 МПа = 105 Па; 1 МПа = 1 Н/мм2
6 Испытательное оборудование
Испытательное оборудование должно состоять из:
a) плунжера (или имитатора поршня) с механизмом, обеспечивающим равномерную нагрузку;
b) плиты, исключающей возможность появления коррозии, деформирования и не вызывающей прилипание материала;
c) нагружающего устройства, обеспечивающего сжатие накладки между плунжером и плитой;
d) устройства для измерения усилия сжатия между плитой и плунжером с точностью до 100 Н;
e) устройства для
измерений уменьшения толщины образца в контакте с плунжером вблизи его осевой
линии с точностью до 
f) устройства для нагревания плиты до установленных значений температуры (7.2);
д) микрометра.
Допускается использовать дополнительное устройство для измерения температуры образца.
7 Требования к испытательному прибору
7.1 Нагрузка
Максимальная нагрузка должна быть такой, чтобы создать прижимающую нагрузку накладки к плите на поверхности трения: 8 МПа - для накладок дисковых тормозов и 5 МПа - для накладок барабанных тормозов (методика А), или может быть приложена нагрузка, соответствующая давлению в магистрали тормоза транспортного средства до 160 бар (методика В).
Интенсивность увеличения нагрузки должна быть (4,0 ± 0,5) МПа·с-1 для методики А или (80 ± 10) бар·с-1 - для методики В.
7.2 Нагревательная плита
Для испытаний в горячем состоянии температура плиты t1 на поверхности должна составлять 400 °С (в отдельных случаях - ниже или выше).
7.3 Нагружающий плунжер
7.3.1 Общие сведения
При испытании накладок дискового тормоза образец должен представлять собой накладку с колодкой в сборе или часть накладки с колодкой в сборе, например в случае накладок дискового тормоза для грузовых автомобилей. Образец накладки должен быть согласован между заинтересованными сторонами, однако могут использоваться образцы типа I или III (7.3.2 и 7.3.4).
Следующие пункты устанавливают требования к нагружающему плунжеру для различных типов испытуемых образцов.
7.3.2 Образец типа I (фрикционный материал без колодки)
Торцевая поверхность плунжера должна быть плоской и его контур должен быть не меньше контура образца (рисунок 1).

* Для накладок с колодками дискового тормоза грузовых автомобилей допускаются образцы большего размера.
1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита
Рисунок 1 - Образец типа I (фрикционный материал без колодки)
7.3.3 Образец типа II (накладка с колодкой в сборе дискового тормоза)
В нормальных условиях поверхность плунжера должна иметь ту же форму (например сплошной или кольцевой поршень) и расположение, что и реальная поверхность контакта поршня или поршней в тормозе, в котором устанавливается накладка.
Учитывая, что существует много базовых конфигураций тормозов (с неподвижным суппортом, с двумя поршнями и т.д.), для испытаний допускается использовать один поршень.
При расчете в случае давления на единицу площади следует использовать фактическую площадь фрикционного материала, контактирующего с сопряженной поверхностью (рисунок 2).

1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита
Рисунок 2 - Образец типа II (накладка с колодкой дискового тормоза в сборе)
7.3.4 Образец типа III (накладка с колодкой в сборе барабанного тормоза)
Плунжер должен иметь такую
же форму нажимной поверхности, что и внутренняя поверхность колодки. В
идеальном случае для изогнутого образца длина дуги L должна составлять около 

1 - плунжер; 2 - испытуемый образец; 3 - нагревательная плита
Рисунок 3 - Образец типа III (накладка с колодкой барабанного тормоза в сборе)
Для случаев, где изгиб может повлиять на результат, предпочтителен образец типа I
8 Отбор образцов
В ходе испытаний при комнатной температуре измерениям подлежат пять образцов.
Отклонение от плоскостности и шероховатость поверхности образца должны быть такими же, как при производстве изделий, в противном случае результаты испытаний могут оказаться искаженными.
В зависимости от конкретных потребностей накладки с колодками в сборе дискового тормоза (образец типа II) могут испытываться с противошумными прокладками или с прорезиненными покрытиями, или без них. Это должно быть указано в протоколе испытания.
При необходимости могут проводиться измерения теплопередачи (рисунок 4).

1 - рабочий элемент термопары; 2 - колодка; 3 - фрикционный материал
Рисунок 4 - Расположение термопары при измерении теплопередачи
9 Методика проведения испытания (приложение А)
9.1 Общие указания
9.1.1
С помощью микрометра измеряют
толщину образца в пяти точках, как показано на рисунке 5а). Рассчитывают
среднюю толщину 
. Если накладка имеет паз, измерения толщины проводят
в соответствии с рисунком 5b).

b) накладка с пазом
Рисунок 5 - Указания по измерению толщины образца
9.1.2 Помещают образец на нагревательную плиту при комнатной температуре (при температуре окружающей среды (23 ± 5) °С) поверхностью трения к поверхности плиты. Соответствующим образом устанавливают плунжер.
9.2 Цикл испытаний
9.2.1 Испытания при комнатной температуре
9.2.1.1 Выполняют три цикла приложения и снятия нагрузки, начиная с предварительного давления 0,5 МПа (методика А) или 5 бар (методика В), с выдерживанием его в течение 1 с и последующим увеличением до максимального необходимого давления с максимальной интенсивностью нагружения (7.1).
9.2.1.2 Устанавливают измерительное устройство на нулевую отметку во время действия предварительного давления на образец и выполняют измерения деформации Ddi,x,tot при максимальной нагрузке x в первом и третьем цикле.
В третьем цикле показания уменьшения толщины Ddi,x,tot могут быть сняты на этапе увеличения давления: при 1 МПа, 2 МПа и 4 МПа - для накладок дискового тормоза и при 1,5 МПа - для накладок барабанного тормоза.
Если выполняют более трех циклов, это должно быть указано в протоколе испытания.
9.2.2 Испытания в горячем состоянии
9.2.2.1 Снимают образец с нагревательной плиты.
9.2.2.2 Нагревают плиту до стабильной температуры поверхности t1 ± 10 °С.
9.2.2.3 Помещают образец на нагревательную плиту и прикладывают предварительное давление 0,5 МПа (методика А) или 5 бар (методика В) для обеспечения термического контакта. Выдерживают нагрузку в течение 10 мин ± 30 с.
9.2.2.4 В качестве показателя теплопередачи принимают температуру колодки t2.
9.2.2.5 Выполняют два цикла (первый и третий цикл по 9.2.1).
9.2.2.6 В конце испытания охлаждают оборудование до комнатной температуры.
Цикл испытаний показан на рисунке 6.

1) Показания сняты при испытательной нагрузке х.
Рисунок 6 - Цикл испытаний на деформацию при сжатии накладки с колодкой в сборе
10 Компенсация деформации испытательного оборудования
При испытаниях фрикционного материала на сжимаемость происходит собственная деформация испытательного оборудования. Эта деформация Dde,x должна компенсироваться вручную или автоматически с целью определения чистой деформации образца фрикционного материала i по формуле
D di,x = Ddi,x,tot - Dde,x
Для измерения Dde,x нагружают плунжер с установленным поршнем без образца на плите с пластиной из закаленной стали для предотвращения повреждения нагревательной плиты, а затем снимают показания с прибора для измерения перемещения при различных значениях давления, указанных в разделе 9.
11 Протокол испытания
Форма протокола испытания образца приведена в приложении В. Допускается использовать другие виды отчетов с указанием:
наименования предприятия-изготовителя;
обозначения тормозной накладки;
номера партии;
типа образца (тип I, II или III), сведений о дополнительных покрытиях, противошумных прокладках и т. д.;
размера образца (площади накладки);
количества образцов п;
толщины накладки с
колодкой в сборе 
 мм, с точностью 0,1;
толщины фрикционного материала;
размера поршня (для накладок дискового тормоза);
принятой методики (А или В);
среднего значения
сжимаемости в холодном состоянии для п образцов (
)
среднего значения
сжимаемости в горячем состоянии для п образцов (
)
Приложение
А
(обязательное)
Схема проведения испытания

Приложение
В
(рекомендуемое)
Протокол испытания
| 
   Параметр  | 
  
   Методика А (ИСО)  | 
  
   Методика В (отклонение)  | 
 |
| 
   Давление на единицу площади, МПа (если нет других указаний)  | 
  
   Давление в магистрали, бар (если нет других указаний)  | 
 ||
| 
   Предварительное давление  | 
  
   0,5  | 
  
   5  | 
 |
| 
   Интенсивность повышения давления  | 
  
   4 МПа·с-1  | 
  
   80 бар·с-1  | 
 |
| 
   Максимальная нагрузка  | 
  
   Накладка дискового тормоза  | 
  
   8  | 
  
   160  | 
 
| 
   Накладка барабанного тормоза  | 
  
   3  | 
  
   60  | 
 |
| 
   Этапы измерений  | 
  
   Накладка дискового тормоза  | 
  
   1 2 4 8  | 
  
   20 40 80 160  | 
 
| 
   Накладка барабанного тормоза  | 
  
   1,5 3  | 
  
   30 60  | 
 |
| 
   Количество циклов  | 
  
   При комнатной температуре  | 
  
   3  | 
  
   3  | 
 
| 
   В горячем состоянии  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
 |
| 
   Размер образцов  | 
  
   Накладка дискового тормоза  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   Накладка барабанного тормоза  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 |
| 
   Тип плунжера  | 
  
   Плоская поверхность  | 
  
   Реальный поршень  | 
 |
| 
   Дата испытаний  | 
 |||
| 
   Фамилия испытателя  | 
 |||
| 
   Номер протокола  | 
 |||
| 
   Изготовитель накладки  | 
 |||
| 
   Сведения о накладке  | 
 |||
| 
   Номер партии  | 
 |||
| 
   Тип образца  | 
 |||
| 
   Наличие специального покрытия, прокладки и т. д.  | 
 |||
| 
   Размер образца  | 
 |||
| 
   Толщина изделия в сборе   | 
 |||
| 
   Толщина накладки, мм  | 
 |||
| 
   Количество образцов  | 
 |||
| 
   Размер поршня  | 
 |||
| 
   Принятая методика (А или B)  | 
 |||
| 
   Деформация при сжатии  | 
  
   Методика А, МПа  | 
  
   Методика В, бар  | 
 ||
| 
   х  | 
  
   
  | 
  
   х  | 
  
   
  | 
 |
| 
   При комнатной температуре:  | 
  
   8(3)  | 
  
   
  | 
  
   160  | 
  
   
  | 
 
| 
   Накладка дискового (барабанного) тормоза,  | 
  
   1(1,5)  | 
  
   
  | 
  
   20  | 
  
   
  | 
 
| 
   1-й и 3-й циклы  | 
  
   2  | 
  
   
  | 
  
   40  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   4  | 
  
   
  | 
  
   80  | 
  
   
  | 
 
| 
   8(3)  | 
  
   160  | 
 |||
| 
   В горячем состоянии:  | 
  
   8(3)  | 
  
   
  | 
  
   160  | 
  
   
  | 
 
| 
   Накладка дискового (барабанного) тормоза,  | 
  
   1(1,5)  | 
  
   
  | 
  
   20  | 
  
   
  | 
 
| 
   1-й и 3-й циклы  | 
  
   2  | 
  
   
  | 
  
   40  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   4  | 
  
   
  | 
  
   80  | 
  
   
  | 
 
| 
   8(3)  | 
  
   160  | 
 |||
| 
   Максимальная температура тeплoпepeдaчи  | 
 ||||
| 
   Прилагаются ли кривые характеристик? (Да или нет)  | 
 ||||
| 
   Ключевые слова: транспорт дорожный, накладки тормозные, деформация сжатия, метод испытания  | 
 
Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!
					

