Все статьи  :  Полезное  :  Кадровые вопросы

Мотивация персонала, оценка мотивации сотрудников. 

Мотивация персонала, оценка мотивации сотрудников

Выявление и оценка мотивации сотрудников – одна из серьезных задач, стоящих перед современным работодателем. Первичная оценка мотивации, которая производится в ходе собеседования, помогает работодателю выявить истинную мотивацию соискателя. Это позволяет работодателю не тратить ценное время на соискателей, преследующих личные цели, которые идут в разрез с целями компании, а принимать на работу действительно активных, целеустремленных и настроенных на успех сотрудников.

Вторичная оценка мотивации производится уже в коллективе сотрудников. Она помогает выявить стимулы, побуждающие сотрудника к более активной деятельности и повысить эффективность его труда.

Таким образом, оценка мотивации не только позволяет принимать правильное решение при выборе сотрудников на соответствующую вакансию, но и повышать продуктивность его деятельности, которая непосредственно влияет на успешность компании на рынке.

Оценка мотивации сотрудника при приеме на работу

Степень мотивированности кандидата легко можно определить, задав вопрос о том, что ему известно о вашей компании. Поистине заинтересованный соискатель обязательно наведет справки о фирме, в которой ему, возможно, предстоит работать. Наоборот, немотивированный кандидат вряд ли проявит подобную любознательность.

С целью выявить мотивацию соискателя работодатель или сотрудник отдела кадров может задать ему ряд вопросов о предыдущем месте работы. Например, вопрос о том, что привлекало и отталкивало соискателя, а также что явилось причиной его ухода. Если кандидат не желает распространяться об истинных мотивах ухода с предыдущего места работы и предпочитает стандартные формулировки, закономерным может стать вопрос, покинул бы он работу, если данное препятствие было устранено. Нередко в этом случае выясняется, что первоначальная причина не была определяющей.

Также можно попросить кандидата описать его идеальное место работы, включая коллектив, корпоративную культуру, личность начальника, рабочее место и так далее. Его рассказ позволит оценить, насколько предлагаемая ему позиция соответствует его ожиданиям, а также довольно ярко иллюстрирует его мотивацию. Эти же цели преследуют вопросы о том, чем привлекает его данная позиция, какие возможности она открывает для его профессионального роста и кем соискатель видит себя через несколько лет.

Полезную информацию можно получить, попросив соискателя перечислить несколько факторов, которые смогли бы удержать его в компании, а также те факторы, которые заставят его искать новое место работы. Далее следует предложить ему проранжировать перечисленные факторы по степени важности. Это позволит выявить иерархию ценностей соискателя.

Также мотивированность соискателя можно оценить при помощи вопроса о том, по каким критериям кандидат выбирает подходящее ему место работы. Можно поинтересоваться о том, есть ли у него предложения от других работодателей и чем они его привлекают. Узнайте о том, по каким параметрам соискатель будет делать окончательный выбор.

Таким образом, оценка мотивации соискателя в ходе собеседования помогает отсеять кандидатов, которые не стремятся задержаться в компании, а преследуют сугубо личные цели, например, найти временную позицию на период поиска подходящей вакансии или пройти собеседование исключительно для поддержания тонуса в целях подготовки к более важному для них интервью. Включив в собеседование предложенные вопросы, вы сможет получить достоверную информацию о соискателе, которая позволит вам подобрать наиболее подходящего кандидата.

Оценка мотивации персонала

В основе любой деятельности человека лежат потребности. Все мы испытываем не только потребность в пище, сне и защите, но и потребность в признании, общении, самореализации, успехе. Мотив — это «опредмеченная» потребность, побудительная причина к какому-либо действию. Таким образом, можно сказать, что любая деятельность человека мотивирована, иначе она не имела бы смысла.

Специалисты различают два вида мотивации: монетарная и немонетарная. К первой относятся мотивы, связанные непосредственно с размером вознаграждения, причем вознаграждение включает оклад, проценты, премии, отпускные, компенсации и т.д. Второй тип может включать самые разные мотивы, от атмосферы в коллективе и возможностей роста до наличия медицинской страховки и бесплатных корпоративных обедов.

Исследования показывают, что основным мотивом деятельности является материальное вознаграждение. Однако стоит отметить, что далеко не все сотрудники руководствуются только уровнем компенсации или объемом соцпакета. Материальное стимулирование не является на 100% эффективным, и работник может легко покинуть бесперспективную, но хорошо оплачиваемую должность.

На втором месте по значимости стоит потребность в самовыражении. Работа, прежде всего, должна приносить удовольствие и обеспечивать возможность творческого подхода к решению задач. К этому мнению склоняется около 40% работников.

Также для сотрудников важно взаимопонимание в коллективе, взаимопонимание и поддержка начальства, возможность получения социальных привилегий, моральные поощрения, а также возможность продвижения по карьерной лестнице.

Для выявления мотивации сотрудников используются специальные тесты, в которых, как правило, требуется оценить реальное положение вещей в компании и сопоставить его с желаемым либо проранжировать различные стимулы по степени значимости. Оценка мотивации персонала может проводиться как внешними специалистами, так и собственными силами компании. Обучиться практике выявления и оценки мотивации можно на специальных курсах.

Стимулирование персонала

Для повышения эффективности работы сотрудников применяются различные методы стимулирования, при выборе которых руководитель опирается на знание потребностей и степени мотивированности коллектива. Как было отмечено выше. Материальные стимулы не всегда являются эффективными, поэтому их необходимо комбинировать с рядом других.

В качестве стимула могут использоваться символы служебного статуса, например, наличие собственного кабинета, мобильной связи, служебного автомобиля и т.д. Для сотрудников важно ощущение причастности к деятельности компании, появлению которого способствует участие в различных совещаниях, получение благодарностей, грамот и поощрительных памятных подарков. Также компания может организовать конкурс на замещение вакантного места на общих основаниях.

Серьезным стимулом является полный социальный пакет, который является гарантией стабильности и защищенности сотрудника. Важную роль играет обеспечение медицинского страхования, которое одинаково выгодно как сотрудникам, так и самой компании.

Не последним в ряду стимулов является хорошая организация рабочего места.

Стимулировать активную деятельность сотрудником также можно при помощи организации различных тренингов по повышению квалификации. Тренинги могут частично или полностью оплачиваться за счет компании. При введении в должность для сотрудников может быть организована программа переобучения.

В ряде компаний сотрудникам предлагаются льготные путевки, частично или полностью оплачиваемые компанией. В эту же группу включаются льготы на посещение спортивных клубов, а также корпоративные мероприятия и поездки, частично оплачиваемые сотрудником.

В некоторых случаях стимулировать деятельность также могут ценные подарки от компании в честь юбилея, важного события в жизни сотрудника, например, свадьбы или рождения ребенка, а также за выполнения важного проекта и внесение большого вклада в деятельность компании.

Для многих сотрудников отличным стимулом является соревновательный момент в работе. Конкурс на лучший проект, лучший отдел или лучшего сотрудника отдела повысит интерес к работе, поскольку удовлетворяет естественное стремление человека к лидерству.

Очень часто мотивация сотрудников снижается в ситуации, когда они не чувствуют себя частью компании. Именно поэтому необходимо информировать коллектив о стратегических и текущих задачах фирмы, успешно реализованных проектах и ближайших планах развития.


Известное высказывание гласит: «Главную ценность компании создают люди». Если сотрудники компании достаточно мотивированы, то они гораздо быстрее добьются успеха даже при отсутствии некоторых навыков, наработка которых при желании не составит труда. Вот почему выявление, а иногда и формирование мотивации должно стать одной из важных задач руководства любой фирмы.

Выявление и оценка мотивации при приеме на работу, а также ее стимулирование в ходе трудовой деятельности достигается за счет комплекса мероприятий, требующего определенных знаний и навыков в области трудовых отношений. Если при подборе специалистов вы цените свое время и средства и желаете, чтобы чтобы работа по мотивации персонала велась системно, лучше всего обратиться к профессионалам, которые проконсультируют вас и разработают подходящую для вашей компании стратегию развития персонала.

Предоставлено компанией Peoplework


Ваш Дом


Добавить комментарий

Комментарии

(4)

Денис [14.08.2012 - 21:59]

Не соответствует названию, даже Маслоу не отражает. Очень слабая статья!

Оценка: 
 (плохо)


Олеся [04.05.2011 - 05:20]

Статья не соответствует своему названию. А я возлагала большие надежды(((((((((((

Оценка: 
 (ужасно)


leyla  Написать [01.11.2010 - 15:50]

Светлана, эта программа вышла, как видно, с запозданием. Только недавно разработчик объявил о завершении разрботки.
Я сама нахожусь в Казани и имела с ними контакты.
Методика действительно интересная. Я сама у них протестировала несколько своих сотрудников - получила очень подробные выводы и довольно точные. Осталось только купить программу, чтоб под рукой было. Но есть такое слово бюджет... Руководство еще надо уговорить:)


Мячкова Светлана [18.12.2009 - 16:28]

Для того, чтобы обеспечить грамотную оценку мотивации сотрудников, необходимо: во-первых, воля на то высшего руководства, потому как такая процедура требует приличных определенных затрат, ну а во-вторых, необходимо, чтобы было то, с помощью чего можно провести соответствующие мероприятия. Беседовать на такие темы - малорезультативно, хотя в нашей компании регулярно проводятся приват-беседы с менеджером по персоналу. Но толку, полагаю, не много. Мы сейчас сходимся к тому, что нам нужны хорошие тесты, позволяющие диагностировать мотивацию. Вот только не богат нынче рынок на такие продукты. Есть методика "Эффективный сотрудник", о которой ходит много удивительных слухов но разработчики ( tarusexpert. ru ) говорят, что программный продукт будет готов только к началу следующего года.
Или метод Локе, но там результаты трудно интерпретировать.
В общем в крупной компании без хороших тестов оценку мотивации провести крайне затруднительно.

Оценка: 
 (средне)




Добавить комментарий

Имя*
E-mail: 
 Присылайте мне комментарии по этой статье
 Не показывать мой E-mail
Комментарий*

не менее 5 слов
Оценка: 
 (отлично)
 (хорошо)
 (средне)
 (плохо)
 (ужасно)
 (без оценки)
 (введите число, указанное на картинке*)
Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Правила размещения комментариев

Поля отмеченные значком * обязательны для заполнения.

Запрещено:

  1. Запрещены сообщения рекламного характера.
  2. Запрещены сообщения оскорбительного и нецензурного содержания.
  3. Запрещено использование тегов HTML и скриптов на языках JavaScript, VBScript.

Все сообщения просматриваются администратором и, в случае нарушения правил, удаляются без предупреждения и объяснения причин.


Смотрите также
Участвуй в ярмарках вакансий
Поиск работы можно осуществлять различными методами: разместить объявление в газете или в интернете, обратиться в кадровое агентство, периодически просматривать печатные... Подробнее
Поиск топ-менеджмента
Такая категория сотрудников как менеджеры высшего звена практически не фигурирует в открытых базах резюме. Профессиональные менеджеры знают цену себе и, как правило,... Подробнее
Как правильно подбирать персонал.
Каждая компания при подборе персонала имеет предпочтения как в способах объявления о своих вакансиях (в газетах, в Интернете, через кадровое агентство, через знакомых),... Подробнее

Все статьи:      «Полезное» (473) >> «Кадровые вопросы» (34) >>


Смотрите также: Каталог «Полезное» >>
Компании «Полезное» >>
Статьи (473) >>
ГОСТы (1431) >>
СНиПы (45) >>
СанПиНы (2) >>
Нормативные документы (9) >>
ВСН (12) >>
Задать вопрос в форуме >>
Подписка на рассылки >>
Copyright © 1999-2024 ВашДом.Ру - проект группы «Текарт»
По вопросам связанным с работой портала вы можете связаться с нашей службой поддержки или оставить заявку на рекламу.
Политика в отношении обработки персональных данных
наверх