Все СНиПы >> СНиПы«Архитектура и дизайн»

Часть 1    |    Часть 2

Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89. Проектирование учебных комплексов и центров. Часть 2

Требования к проектированию отдельных зон

3.8. Площади территорий учебных комплексов определяются заданием на проектирование с учетом места расположения комплекса, состава учебных заведений и существующих нормативов по каждому типу учебного заведения. При этом размеры участков должны устанавливаться не по сумме площадей участков учебных заведений, входящих в комплекс, а исходя из общей численности учащихся в максимальную смену, т.е. расчетного контингента. Следует максимально интенсивно использовать при кооперировании однородные зоны, уменьшая суммарные размеры территории по сравнению с нормативными, за счет учета возможного несовпадения времени занятий и возможности соседних незагруженных зон.

Рис. 8. Классификация форм объединения и терминология (архит. А.М.Гарнец)

Функциональные зоны

3.9. При укрупненных расчетах величину требуемого участка учебной зоны можно определять по норме площади на одного учащегося расчетного контингента, равной 20-25 м2.

На территории учебной зоны следует размещать учебные и административные здания, мастерские, клубные и актовые залы, столовую.

При контингенте учебного комплекса более 4000 учащихся, как правило, на генеральном плане в составе учебной зоны следует выделять:

подзону учебно-производственных или научно-производственных подразделений (в зависимости от вида учебного заведения);

подзону общественного назначения.

На участке подзоны общественного назначения следует размещать корпуса или подразделения административно-управленческого обслуживания, информационные службы, научно-технический центр, актовый и клубные залы и т.д.

При проектировании генерального плана комплекса учебных заведений одного уровня обучения, но различных отраслей народного хозяйства, учебную зону при любой численности учащихся в комплексе следует, как правило, дублировать для каждого учебного заведения.

3.10. Учебно-практическая подзона комплекса может выделяться на отдельный участок: в учебных центрах промпредприятий I—II категорий по санитарным нормам, в учебных комплексах агропромышленных объединений и ряде других.

Учебная зона учебных комплексов здравоохранения подразделяется на две подзоны — учебно-теоретическую и учебно-практическую, основу которой составляют клинико-поликлиническая подзона, размещаемая на территории учебного комплекса, а также городская клиническая зона, размещаемая в зависимости от планировочной структуры в различных частях города.

Научные подразделения крупных монофункциональных учебных комплексов, формирующие научную подзону, являются функционально едиными для теоретических и практических циклов обучения, и поэтому их следует размещать, как правило, между теоретической и практической подзонами учебной зоны.

3.11. Совместное размещение жилой и учебной зон в едином комплексе является наиболее рациональным, так как обеспечивает тесную взаимосвязь основных зон комплекса, исключает ежедневные нагрузки на транспорт, экономит городскую территорию и средства, позволяет избежать дублирования технических сооружений и предприятий культурно-бытового назначения.

3.12. Общую площадь жилой зоны, которая состоит из зданий общежитий и территории для отдыха комплекса, следует определять:

суммированием площадей жилых зон — для учебных заведений разного уровня образования;

по общему количеству проживающих в общежитиях — для учебных заведений одного уровня обслуживания.

На территории жилой зоны специализированного учебного комплекса, как правило, размещаются общежития разных учебных заведений. Следовательно, зона формируется зданиями общежитий с учащимися разного возраста, что требует автономного расположения каждого здания, но с единым блоком обслуживания.

При организации жилой зоны одноуровневых учебных комплексов следует предусматривать максимальную кооперацию всех элементов, составляющих комплекс. При этом общежития всех учебных заведений могут объединяться в одном здании, что обосновывается и одинаковыми условиями проживания.

3.13. При числе проживающих более 4000 следует в составе жилой зоны выделить подзоны: жилых зданий, культурно-бытового назначения и физкультурно-оздоровительную.

Подзону культурно-бытового обслуживания, тяготеющую к месту проживания, следует создавать в основной функциональной зоне — жилья, так как их использование приходится большей частью на внеучебное время.

Подразделения культурно-воспитательного назначения (актовый, клубный, конференц-залы) и блок питания, входящие в состав зоны общественного назначения не зависят от профиля учебных заведений.

Такие подразделения целесообразно объединять на территории в единый комплекс зданий, блокируемый с самостоятельными учебными зонами учебных заведений, входящими в состав учебного комплекса.




Рис. 9. Зонирование территории отраслевых учебных комплексов

а — размещаемых в городе (учебный центр лесопромышленного комплекса, г. Усть-Илимск; ЦНИИЭП учебных зданий, архитекторы М.А.Красников, А.Михе, Т.В.Виноградова, А.Ю.Харкеевич, С.Ф.Наумов); б — размещаемых в производственной зоне (учебный центр Чугунолитейного завода, г. Ярцево; Гипропрос, архитекторы В.В.Щербаков, И.Я.Фридман, Ю.В.Мочалов, А.В.Кубочкин; в, г — принципиальные схемы зонирования участков; 1 — учебная зона; 2 — спортивная зона; 3 — озеленение; 4 — жилая зона; 5 — культурно-бытовая зона


3.14. Целесообразна полная кооперация в любом многофункциональном учебном комплексе жилой и спортивной функциональных зон, так как функции жилья, быта, отдыха и занятий спортом в различных учебных заведениях не имеют принципиальных отличий (рис.9).

3.15. Физкультурно-спортивные сооружения учебных заведений, входящих в состав комплекса, следует объединять в единую спортивную зону и размещать в наиболее благоприятной части территории, примыкающей к озелененным участкам, или связанной с озелененными пешеходными коммуникациями (рис.10). Количество сооружений спортивной зоны определяется их пропускной способностью на расчетное число учащихся, занимающихся спортом.

Набор открытых спортивных площадок на группу учебных заведений в учебных комплексах определяется заданием на проектирование.

3.16. При значительных размерах территории учебного комплекса наряду с выделением функциональных зон и подзон проект комплекса следует решать как многоцентровую композиционную структуру с выделением входной зоны, учебных подзон, зоны общественного обслуживания, рекреационной зоны и т.д.




Рис. 10. Частичное функциональное кооперирование отраслевых учебных комплексов: а — учебный комплекс химико-металлургической отрасли, г. Калуш УССР; ЦНИИЭП учебных зданий, проектное предложение, архит. А.М.Гарнец; б - Схема зонирования участка: 1 — техникум; 2 — зона мастерских; 3 — спортзона; 4 — культурно-бытовая зона; 5 — ПТУ, учебный комбинат; 6 — Дом знаний; в - учебный центр нефтехимического комбината, г.Тобольск; ЦНИИЭП учебных зданий, проектное предложение, архитектор Э.П.Путинцев;

г — схема зонирования участков:1 —профтехучилища; 2 — техникум и филиал вуза; 3,4 — общежития учащихся и студентов; 5 — спортзона; 6 — озеленение


3.17. При проектировании генеральных планов предзаводских территорий участок учебного комплекса следует рассматривать как подзону административно-общественного центра (АОЦ) предприятия, в состав которой должны входить корпус административно-управленческого назначения, инженерный корпус, конференц-зал, научно-техническая библиотека и т.д.

Учебная подзона в составе АОЦ вместе с другими зонами организуют главную предзаводскую площадь. В этом случае функциональные зоны учебного комплекса следует по возможности кооперировать с соответствующими функциональными зонами предзаводской территории (рис.11 и 12).


4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

4.1. Состав помещений учебных комплексов и требования к их проектированию следует принимать в соответствии с перечнем учебных заведений, формирующих комплекс. В отраслевых учебных комплексах следует стремиться к объединению однородных по функции групп помещений (рис.13).

Проектирование зданий учебных комплексов должно вестись с учетом интеграции видов и уровней обучения, а следовательно — путем кооперации идентичных групп учебных помещений, их универсализации по оборудованию и унификации по планировочным параметрам. Это должно предопределить мобильность и приспособляемость здания к видовым и количественным изменениям в процессе функционирования учебного заведения.


Рис. 11. Генплан административно-общественного центра предприятия с учебным центром, г. Днепропетровск; ЦНИИЭП учебных зданий, проектное предложение, авторы А.В.Анисимов, А.М.Гарнец, С.Ф.Наумов

а — генплан; б — схема зонирования территории; 1— учебная зона; 2 — спортивная зона;

3 — озеленение; 4 — культурно-бытовая зона


Рис. 12. Предзаводская зона ВАЗ в г. Тольятти, Промстройпроект, Гипрозапрос

1 — учебный центр; 2 — административный центр; 3 — ПТУ; 4 — медицинский центр; 6 — музей; 6 — мастерские; 7 — автотрек

Рис. 13.Функциональная классификация и степень взаимосвязи групп помещении учебных комплексов

I - блокировка, объединение помещений; II - интеграция функций;


- полное объединение помещений;


- то же, частичное;


-автономное использование помещений


4.2. В отраслевых учебных комплексах, объединяющих учебные заведения разных ступеней образования, желательна кооперация помещений для теоретических занятий всех учебных заведений комплекса. Эти помещения следует группировать по кафедральному принципу, создавая блоки или группы помещений по предметам - предметные секции.

Предметную секцию рекомендуют разделять на универсальную мобильную зону и специализированную статичную зону. Исходя из этого, предметная секция может состоять из:

учебных помещений для лекционных и фронтальных форм занятий;

учебных помещений для семинарских и лабораторно-практических занятий (занятия групповые);

учебно-практических (производственных) помещений, помещений для тренажеров, макетов и имитаторов производственной среды (занятия - бригадные и индивидуальные).

4.3. При размещении учебных заведений профессионального обучения рабочих в комплексе с другими учебными заведениями следует, как правило, предусматривать кооперированные учебные мастерские.

Помещения учебных мастерских и полигоны учебных комплексов рекомендуется кооперировать с соответствующими помещениями и зонами производства (мастерскими, фермами, теплицами и др.).

Если в состав учебного центра входят профтехучилище, учебно-производственные мастерские, следует рассчитывать по числу учащихся ПТУ на односменную работу. Во вторую смену будут заниматься учащиеся техникумов и учебного комбината.

4.4. В крупных учебных центрах, где организуется обучение трудящихся для группы предприятий, отрасли или экономического района, следует дополнительно иметь в составе подразделений расширенный методический кабинет с киностудией учебных фильмов и печатно-множительный цех.

При создании в учебном комплексе АСУ необходимо предусмотреть диспетчерскую площадью 36 м2.

4.5. Подразделения культурно-воспитательного назначения (актовый, клубный, конференц-залы) и блок питания, входящие в состав зоны общественного назначения не имеют зависимости от профиля учебных заведений. Поэтому на группу учебных заведений или в составе учебного комплекса следует, как правило, предусматривать единые учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания, состав и вместимость которых определяется заданием на проектирование.

В учебных центрах предприятий, размещаемых рядом с производством, возможна кооперация соответствующих групп помещений учебного центра и предприятия (рис.14).

При определении величины, пропускной способности обслуживающих групп помещений — актового зала, столовой, библиотеки, здравпункта и т.п. следует предусматривать очередность их использования, а также сменность занятий (для учебных заведений курсовой сети, для заочных и вечерних учебных заведений).

4.6. Полная кооперация групп помещений общественно-бытового обслуживания в учебных комплексах (учебно-спортивные и актовые залы, клубные помещения, столовые, здравпункты) целесообразна при общем контингенте до 3 тыс. учащихся (например, для комплекса профтехобразования).

Рис. 14. Возможные направления кооперации отдельных групп помещений учебного центра промпредприятия

РП - рабочие предприятия


В крупных учебных комплексах на 5-6 тыс. учащихся совместно может использоваться лишь часть элементов учебно-вспомогательного назначения:

плавательный бассейн, профилакторий, клуб и т.п.


Рис. 15. Схема функциональной взаимосвязи групп помещений в проекте ЦНИИЭП учебных зданий учебного комплекса НПО "Курскрезинотехника"

1 — обучаемые; 2 — посетители; 3 — взаимосвязь помещений; 4 — обмен преподавателями; 5 — технологическая связь


Хотя любое учебное заведение относится к "закрытым" учреждениям, т.е. предназначенным для специфического контингента, ориентированного на данное учреждение, в учебном комплексе содержатся функциональные элементы учреждений открытой сети— питание, культура. Крупные учебные комплексы имеют значительные по объему элементы культурно-бытового обслуживания учащихся, поэтому следует объединять их с учреждениями обслуживания населения в единые комплексы или специализированные учреждения обслуживания, которые могут образовать самостоятельную группу кооперированных комплексов (рис.15).

4.7. Расчет книжного фонда, числа читательских мест и состав помещений в учебных комплексах определяются заданием на проектирование.

При кооперировании учебных комбинатов и институтов повышения квалификации и подразделений высших учебных заведений с различными учреждениями состав и площади библиотек устанавливаются заданием на проектирование с учетом их совместного использования.

4.8. При проектировании предприятий общественного питания на группу высших учебных заведений одну из столовых следует, как правило, проектировать как столовую-заготовочную с развитыми группами производственных и складских помещений, обеспечивающими производство полуфабрикатов для остальных предприятий.

4.9. В учебных комплексах, а также при кооперировании учебных комбинатов, подразделений высших учебных заведений и институтов повышения квалификации с другими учреждениями или зданиями состав и площади помещений медицинского обслуживания устанавливаются с учетом совместного использования по суммарной численности обслуживаемого контингента.

4.10. Наличие системы единых управленческих служб — решающий фактор, предопределяющий создание учебных комплексов.

В связи с этим желательно, чтобы к заданию на проектирование учебного комплекса заказчик представил проектной организации, в зависимости от конкретных условий, дополнительные исходные данные:

организационную структуру комплексного учебного заведения;

требования по управлению учебными процессами и вспомогательными службами, включая уровень диспетчеризации и АСУ;

уровень оснащения техническими средствами обучения с применением стандартных комплектных устройств отечественного и зарубежного производства.

4.11. На стадии проектирования с целью преодоления отраслевой разобщенности при единой ведомственной подчиненности учебных заведений необходимо штатные структуры преподавателей и обслуживающего персонала в учебных комплексах приводить в соответствие с требованиями нового типа учреждения. Новые штатные структуры являются основанием для определения дополнительных помещений. Площади таких помещений устанавливаются по нормам на соответствующие учреждения.

4.12. В учебных центрах крупных предприятий и промузлов полный состав помещений или групп помещений может быть изменен за счет переноса или объединения их с аналогичными помещениями предприятий (рис.16).

4.13. В архитектурную концепцию учебного комплекса следует закладывать идею архитектурного развития сооружения. Для крупных комплексов может осуществляться фронтальное, линейное и ландшафтное развитие (рис.17).

4.14. При включении в полифункциональный комплекс учреждений обслуживания их следует объединять с учебными зданиями переходами, вестибюлями, системой внутренних двориков в единые архитектурные комплексы с выделением самостоятельной зоны для посетителей (обслуживаемого населения).


5. АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ

5.1. Архитектурная концепция учебного комплекса в целом может быть создана средствами, подчеркивающими специфику функции того или иного структурного элемента. Это должно найти свое отражение в объемно-пространственном решении зданий, учитывающем специфические особенности организации учебного процесса.

Условия формирования объемно-пространственной композиции учебных комплексов имеют четкую систему архитектурных требований, в которых можно выделить три уровня рассмотрения объекта:

архитектурно-планировочный, требующий решения генерального плана участка (его композиции) во взаимосвязи с планировочной структурой города;

объемно-пространственный, требующий композиционной целостности и взаимосвязи зданий учебного комплекса на основе объемно-композиционного единства с окружающей застройкой;

архитектурно-художественный, на котором рассматриваются художественное и стилистическое единство, эстетический облик и масштабность зданий учебного комплексы в целом и решение отдельных, чрезвычайно контрастных по своим функциям частей комплекса — от учебных помещений и помещений зрелищного и спортивного характера до цехов промышленного типа и бытовых помещений — во взаимосвязи с элементами окружающей застройки.

Рис. 16. Примеры кооперации основных учебных комплексов промпредприятий

а — автономное размещение учебного комплекса; б — объединение учебного комплекса с административным центром; в — объединение учебного комплекса с общественным центром; АДМ — административный комплекс; У — учебный комплекс; ОК — общественный комплекс; А — административно-управленческие помещения; Б — библиотека; М — медпункт; П — учреждения питания; С — спортпомещения; 1 — промпредприятие; 2 — жилая зона


Рис. 17. Варианты объемно-планировочного развития учебного комплекса

а — фронтальное, б — линейное, в — ландшафтное; HP — направление развития; I,II,III — I,II и III очереди строительства


5.2. При проектировании учебных комплексов следует учитывать следующие условия:

проекты учебных центров должны предусматривать дальнейшие структурные изменения в системе образования и в составе учебных заведений;

объемно-планировочное решение учебных зданий должно быть компактным, учитывать возможность будущего расширения и объединения с другими учреждениями;

при размещении учебных комплексов в общественных центрах промузлов следует по возможности объединять общие группы помещений (рис.18).

5.3. Единство архитектурного проекта учебного комплекса должно основываться на максимальной унификации конструктивных, планировочных и объемных решений и объединений групп помещений по признаку общности указанных параметров.

При проектировании учебных комплексов следует по возможности группировать помещения с одинаковыми параметрами и конструктивными решениями.

5.4. Рекомендуется, как правило, предусматривать помещения универсального назначения, что обеспечит функциональную гибкость и вариантность использования отдельных групп помещений. Учебное здание должно удовлетворять требованиям:

предприятия, определяющего на каждый период времени количество и профиль обучаемых специалистов;

современной педагогики, совершенствующей методы и формы обучения;

технического прогресса, изменяющего содержание труда, а, следовательно, и требования к квалификации специалиста, объему его знаний и перечню необходимых специальностей.

5.5. Следует стремиться к компактному решению учебного корпуса, объединяющего несколько учебных заведений. При этом следует учитывать функциональную автономию учебных заведений (главным образом по тем помещениям, которые не могут быть объединены, или при разноотраслевых учебных заведениях). Примеры функционального членения единого корпуса даны на рис.19.

5.6. Учебные комплексы в зависимости от конкретных особенностей градостроительной ситуации, величины и объемно-пространственного решения административно-общественного центра промпредприятия, решают одним из двух приемов формирования учебных комплексов: самостоятельными или входящими в застройку общественного центра предприятия в виде соподчиненного элемента (см.рис.16).

Кооперация учебного комплекса с учреждениями административной зоны предопределена как самой функциональной структурой учебного комплекса, имеющего группы помещений, аналогичных учреждениям обслуживания трудящихся, так и организационной структурой предприятия.

5.7. Прием самостоятельного расположения учебного комплекса следует применять в проектах предзаводских зон крупных предприятий, когда создаются специализированные комплексы, составляющие административный центр предприятия. Причем возможны два варианта взаиморасположения учебных зданий и пешеходных магистралей, которые условно можно назвать параллельным и перпендикулярным. В первом, наиболее распространенном, учебный комплекс располагается параллельно пешеходной магистрали. Перпендикулярное решение предполагает размещение учебного здания на пути основного потока трудящихся, что достигается включением проходной в это здание, в другом случае учебный корпус может фланкировать трассу. Это сокращает затраты времени на путь к учебному зданию.

5.8. Учебные центры, размещаемые на предзаводских площадях или в предзаводских зонах, становятся формирующими элементами застройки. В этом случае их композиция требует достаточно крупного решения, которое может удержать большое пространство площади или протяженной магистрали. Здесь концентрация функциональных элементов учебных комплексов должна достичь наибольшей степени (рис.20,а). Одновременно в проектах следует учитывать необходимость постепенного перехода в архитектурном решении от индустриального масштаба к человеку, переключения масштабного восприятия архитектурного окружения.

5.9. В отличие от объектов, размещенных в промышленной зоне и решаемых крупными массами, при размещении учебного центра в селитебной зоне города его архитектура должна отражать особенности окружающей застройки и быть соразмерна с жилыми домами, учитывать особенности ландшафта, организацию транспортных и пешеходных связей и другие градостроительные факторы. Облик учебного комплекса, расположенного непосредственно в селитебной зоне, должен рассчитываться на восприятие с близкого расстояния, преимущественно зрителями-пешеходами, поэтому и решаться более локальными средствами — деталями зданий, четко установленными соотношениями объектов и форм в замкнутом, плотно застроенном пространстве (рис.20,б).


Рис. 18. Варианты композиционного решения учебного центра торгово-бытового обслуживания (архит. Н.К.Цуканова)

а — территориальное объединение ПТУ и техникума; б — организационное объединение ПТУ и техникума; в — функциональное объединение ПТУ и учебного комбината; 1 — учебно-теоретические помещения; 2 — помещения спецдисциплин; 3 — учебно-производственные мастерские; 4 — помещения культурно-бытового обслуживания учащихся; 5 — помещения бытового обслуживания населения учащимися

Рис. 19. Размещение учебных заведений в компактном здании учебного комплекса

а — смешанное; б— поэтажное; в — секционное; г — лучевое; 1 — вечерний техникум; 2 — школа рабочей молодежи; 3 — учебно-курсовой комбинат

Рис. 20. Зависимость архитектурно-композиционного решения здания учебного комплекса от места расположения

а - учебный комплекс на предзаводской территории (учебный центр ВАЗа, г. Тольятти; Гипропрос, архит. А.Н.Голощапов, Г.И.Собельман); б — учебный комплекс в селитебной зоне (комплекс профтехучилищ (г.Ленинград). ЛенНИИпроект, проектное предложение, архит. Л.К.Фешина)

5.10. При наличии в специализированном учебном комплексе развитой группы учебно-практических помещений, обогащающих функцию обслуживания населения, а также в полифункциональных комплексах культуры, здравоохранения и торгово-бытового обслуживания — учреждений обслуживания населения следует в проекте комплекса предусматривать композиционную самостоятельность групп помещений, используемых населением. Эта группа помещений должна быть архитектурно выражена наиболее активно для облегчения ориентации посетителей в сложном полифункциональном объекте. С учетом этого требования должна быть решена и территория перед зданием, с выделением направления движения и применения малых форм в первую очередь для посетителей учреждений обслуживания.

5.11. В проектах учебных комплексов следует учитывать:

дальнейшие структурные изменения в методике обучения и составе учебных заведений путем максимальной унификации планировочных и конструктивных параметров;

возможность последующего расширения или развития учебного комплекса.

С этой целью в архитектурную концепцию учебного комплекса следует закладывать идею архитектурного развития сооружения с использованием повторяющихся композиционных элементов (рис.21).

5.12. Учебные комплексы — крупные по своим масштабам объекты — приобретают все большее центроформирующее значение для городской застройки. Поэтому наряду с необходимым учетом функциональной специфики, определяющей требования к объемно-пространственной организации и архитектуре, следует:

предусматривать органическое включение учебных комплексов в систему городских ансамблей, в архитектурную среду города или промрайона;

учитывать их взаимосвязь с общегородским центром, другими общественными центрами города;

предусматривать обязательную связь с пешеходными коммуникациями и остановками общественного транспорта (рис.22).

5.13. Архитектурное решение полифункциональных комплексов должно строиться на композиционном единстве всех составляющих, образующих комплекс. При включении учебного комплекса в административно-технический центр предприятия группы учебных помещений целесообразно располагать в корпусах, размещаемых в зеленой зоне в удалении от основных транспортных магистралей (рис.23).

Примеры оптимального включения учебных подразделений в лечебный и культурно-просветительный полифункциональные комплексы приведены на рис.24.


Рис. 21. Композиция, учитывающая поэтапное развитие учебных заведений

а — построение корпусов с использованием унифицированных блок-секций (учебный центр Калужского химико-металлургического комбината — ЦНИИЭП учебных зданий, проектное предложение, архит. А.М.Гарнец); б — применение унифицированных блок-секций с внутренними дворами (учебный комплекс электротехнических предприятий, г.Минусинск, Гипропрос, проектное предложение, архитекторы С.Н.Гринев, А.Н.Голощапов, А.В.Мочалов, А.М.Гарнец); в — повторение сложных по объемному решению блоков (ученый центр Авиапромышленного комплекса, г.Ульяновск, Гипропрос, архитекторы Г.И.Собельман, Е.Владимиров, Г.И.Звездина)

1 — блок ПТУ; 2 — блок техникума; 3 — блок учебного комбината; 4 — блок УКП вуза; 5 — блок учебного комбината, вечерней школы, УКП вуза; 6 — типовой корпус техникума; 7 — учебные мастерские;8 — блоки культурно-бытового обслуживания

Рис. 22. Доминантное расположение учебных заведений

а — завершение центральной магистрали (учебный центр завода Атоммаш, г.Волгодонск, Гипропрос, архитекторы Ю.Н.Малов, Э.В.Смолин); б — оформление развилки двух улиц (учебный центр Метростроя, г.Москва, Моспроект, мастерской N 17, архитекторы Р.Кананин, П.Пахомов, В.Устинов, Г.Боженскова, А.Березникова); в — организация перекрестка (учебный центр ГПЗ-1, г.Москва, Гипропрос, проектное предложение, архитекторы Г.Н.Лапир, М.Е.Рыжков, Б.В.Тихонов)


Рис. 23. Композиционное соподчинение учебных подразделений в общественно-административных центрах промпредприятий

а — административно-общественный центр предприятия, г.Днепропетровск, ЦНИИЭП учебных зданий, проектное предложение; б административноучебный центр Черниговского завода автотракторных прицепов, Гипропрос, проектное предложение; 1 - корпуса с учебными помещениями; 2 - корпуса с административными и общественными помещениями (архитекторы А.Н. Голощапов, М.И. Десятников, А.М. Стойлик)


Рис. 24. Архитектурно-функциональное решение городских полифункциональных комплексов

I — клиническая больница "Гайльэзерс" с медицинским училищем, г.Рига, архитекторы А.Урвиньш, В.Кадырнов, II — центр искусств "Барбикен" с учебными заведениями, г. Лондон, Великобритания; а — общий вид; б — схема 2-го уровня; в — схема 3-го уровня;

г — схема 5-го уровня; д — схема 8-го уровня;

1 — музыкальная школа; 2 — театральная школа; 3 — консерватория; 4 — театр;

5 — концертный зал; 6 — главное фойе; 7 — ресторан; 8 — зал скульптуры;

9 — галерея искусств; зоны: УЗ — учебных заведений; ПСИ — помещений совместного

использования; ГУК — городских учреждений культуры


Приложение 1


ТЕРМИНОЛОГИЯ

1. Общие термины

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — функциональное, архитектурное, организационное или территориальное объединение зданий нескольких учебных заведений одного или разных уровней образования с различными формами и степенью их кооперации. Часто применяется термин УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР для названия одной из разновидностей отраслевого учебного комплекса, как правило, с четко выраженной ведомственной принадлежностью производства.

МОНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — комплекс зданий и сооружений, формируемый учебными заведениями на основе единства функции обучения.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — комплекс общественных зданий, в котором учебное заведение равноправно и взаимосвязано включено наравне с другим учреждением (например, учебно-культурный, учебно-лечебный, учебно-производственный, учебно-научный комплексы и т.п.).

ОДНОУРОВНЕВЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — объединение нескольких учебных заведений одного уровня обучения по территориальному или функциональному признаку.

ОТРАСЛЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС (МНОГОУРОВНЕВЫЙ) — объединение нескольких учебных заведений, как правило, разных уровней образования, но одной отрасли народного хозяйства, одного ведомства.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС —территориальное или функциональное объединение нескольких учебных заведений одного или разных уровней образования для ряда небольших предприятий, организаций разных отраслей, подотраслей (например, агропромышленный учебный комплекс).

2. Одноуровневые учебные комплексы

КОМПЛЕКС ВУЗОВ — совместное размещение нескольких вузов на общей территории, создающей учебную зону города. Возможна кооперация отдельных функциональных зон.

КОМПЛЕКС ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ — совместное размещение нескольких самостоятельных ПТУ на общей территории с возможной кооперацией идентичных зон.

КОМПЛЕКС СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — совместное размещение нескольких средних специальных учебных заведений на общей территории.

3. Отраслевые учебные заведения

ВЕДОМСТВЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — комплекс учебных заведений разного уровня образования, по одной отраслевой направленности в подготовке кадров. Предназначен для группы небольших предприятий (учреждений) одного ведомства. Среди них — учебный комплекс культуры, учебный комплекс торгово-бытовых отраслей, учебный полигон агропрома, учебно-тренировочный центр и т.п.

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС ПРОМПРЕДПРИЯТИЯ (в проектной практике широко используется для этого типа комплексов термин УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР) — комплекс учебных заведений разного уровня образования одного крупного предприятия, производственного объединения или промузла. Возможна частичная блокировка или кооперация с административными, научными, техническими подразделениями предприятия в административно-учебные, учебно-технические и другие комплексы или центры.

4. Полифункциональные комплексы

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС — кооперация отраслевого или академического НИИ на базе учебного заведения.

НАУЧНО-УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — включение учебного заведения или комплекса учебных заведений в состав научного городка, академгородка.

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС — кооперация учебного заведения с предприятием, имеющие единство целей — учебное заведение готовит кадры для предприятия, предприятие — учебно-производственная база для учащихся.

УЧЕБНО-ЛЕЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — кооперация медицинского учебного заведения с лечебным учреждением на базе функционального единства.

УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС — кооперация педагогического учебного заведения с базовыми школой, ПТУ и детсадом — местом педагогической практики.

УЧЕБНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ, УЧЕБНО-КУЛЬТУРНЫЙ И Т.П. КОМПЛЕКСЫ — кооперация учебного заведения с учреждением культуры на базе функционального единства.

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ, УЧЕБНО-НАУЧНО-ЛЕЧЕБНЫЙ И ДРУГИЕ КОМПЛЕКСЫ — полифункциональные комплексы, объединяющие группу взаимосвязанных функционально учреждений различного назначения (учеба—наука—производство) на базе общности деятельности.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — административно единое учреждение, в котором интегрированы функции разных учреждений — профессиональное обучение и какая-либо деятельность (например, школа-магазин, совхоз-училище, совхоз-техникум, завод-втуз и т.п.

НАУЧНО-УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР (НУЦ) — соединение в полифункциональном учреждении функций обучения и научных исследований процесса обучения специалистов по отдельным отраслям знаний (например, специалистов — пользователей вычислительной техникой).

5. Учебный комплекс как градостроительный объект

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР (учебная зона в городе) — градостроительное понятие одного из специализированных центров города — комплекс учебных заведений, размещенный на специально отведенной территории, включаемой в планировочную структуру города.

МЕСТНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — объединение учебных заведений, готовящих специалистов для предприятий, учреждений и организаций одного города.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — объединение учебных заведений, готовящих специалистов на несколько населенных пунктов, районов, областей или на регион.

ОТРАСЛЕВОЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — объединение учебных заведений, готовящих специалистов для одной отрасли народного хозяйства.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ-УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — объединение учебных заведений, готовящих специалистов разных отраслей для небольших организаций, размещенных на определенной территории.

6. Разное

СТУПЕНЬ (уровень) ОБРАЗОВАНИЯ — одна из нескольких ступеней профессиональной подготовки, каждой из которых соответствует свое учебное заведение.

ВИД ОБУЧЕНИЯ — применяемый в статистике, но недостаточно точный термин, обозначающий уровень образования.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ — дневная, вечерняя, заочная, вечерняя сменная, чередование обучения с работой (завод-ВТУЗ).

РАСЧЕТНЫЙ КОНТИНГЕНТ — исходный показатель числа учащихся или ученических мест для расчета учебно-материальной базы учебного заведения. Для монофункционального учебного комплекса определяется как сумма расчетных показателей каждого учебного заведения.

УЧЕБНАЯ ЗОНА — одна из функциональных зон учебного заведения. В учебных комплексах и крупных учебных заведениях возможна ее дифференциация на подзоны: учебно-научную, учебно-производственную, учебно-теоретическую и т.п., возможна интеграция учебной зоны, особенно в полифункциональных комплексах (например, учебно-лечебная, учебно-административная).

УЧЕБНОЕ МЕСТО —показатель количества мест в учебном помещении — классе, кабинете, лаборатории, мастерской.

УЧЕНИЧЕСКОЕ МЕСТО — показатель расчетного числа одновременно занимающихся в максимальную смену (для сменных учебных заведений). Для учебных заведений с одновременными занятиями равнозначно показателю расчетного контингента.


Приложение 2


Примерный состав кооперированных комплексов учебных и общественных зданий


Состав комплексов

Зоны и подзоны совместного использования

Группы помещений совместного использования

1. Учебные комплексы одного уровня образования

Комплекс профтехучилищ

Производственная, физкультурно-спортивная, хозяйственная

Учебно-производственные помещения (одной отрасли), учебно-спортивные помещения, помещения учебно-военного цикла, технический центр, лекционная аудитория, актовый зал, кружковые помещения, библиотека, медпункт, столовая, вспомогательные и обслуживающие помещения

Комплекс средних специальных учебных заведений

То же

То же

Комплекс учебных комбинатов(промрайона или отрасли народного хозяйства)

Производственная, хозяйственная

Помещения питания, библиотеки, технических средств обучения, актовый зал, административно-хозяйственные и технические помещения

Комплекс вузов

Спортивная, хозяйственная, жилая, в отдельных случаях - научная, производственная

Здания и сооружения: спорта, культуры, питания, мед. обслуживания, научные и технические центры, вычислительные, общежития, базы отдыха

2. Учебные комплексы разного уровня образования

Общеобразовательная школа + профтехучилище

Спортивная, отдыха, озеленения, хозяйственная

Учебно-производственные мастерские, учебно-спортивные помещения, помещения учебно-военного цикла, технический центр, лекционная аудитория, актовый зал

Профтехучилище + учебный комбинат + межшкольный УПК

Производственная, хозяйственная

Учебно-производственные помещения, библиотека, медпункт, столовая, вспомогательные и обслуживающие помещения

Профтехучилище + среднее специальное учебное заведение

Все зоны

То же

Профтехучилище + среднее специальное учебное заведение + высшее учебное заведение(одной отрасли)

Все зоны

Все помещения обслуживания учащихся; технические и хозяйственные помещения, спортивный и актовый зал

Учебный центр предприятия (учебный комбинат + профтехучилище + филиал техникума + учебно-консультационный пункт вуза)

То же

То же

Высшее учебное заведение + институт (факультет) повышения квалификации

Учебная, отдыха

Помещения обслуживания студентов и слушателей

3. Учебные заведения, кооперированные с общественными учреждениями

ПТУ (техникум) + культурный центр района для села

Спортивная

Актовый зал, кружковые помещения, библиотека, учебно-спортивные помещения, помещения общественного питания

Высшее учебное заведение + культурно-спортивный центр города

Спортивная, культурная, отдыха, озеленение, хозяйственная

Актовый зал, кружковые помещения, библиотека, учебно-спортивные помещения, помещения общественного питания

Учебное заведение обслуживающих отраслей (ПТУ, техникум или высшее заведение) + учреждения обслуживания населения(музыкальное училище + концертный зал; художественное училище + музей; торговое учебное заведение + магазин и др.)

Хозяйственная, отдыха, озеленения

Помещения производственной практики


Часть 1    |    Часть 2




Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Все СНиПы >>    СНиПы «Архитектура и дизайн >>



Смотрите также: Каталог «Архитектура и дизайн» >>
Компании «Архитектура и дизайн» >>
Статьи (564) >>
ГОСТы (86) >>
СНиПы (20) >>
Нормативные документы (2) >>
Задать вопрос в форуме >>
Подписка на рассылки >>
Copyright © 1999-2024 ВашДом.Ру - проект группы «Текарт»
По вопросам связанным с работой портала вы можете связаться с нашей службой поддержки или оставить заявку на рекламу.
Политика в отношении обработки персональных данных
наверх