Да / Нет
Ваш регион:
Портал "ВАШ ДОМ" - всё для строительства и ремонта
Все статьи :  Сантехника, бани, бассейны  : Ванны

Царское дело 

Пожалуй, нет такого человека, которому не был бы известен ответ на детский вопрос-загадку - «куда царь пешком ходит?». Естественно, в ванную и туалет. Однако сравнительно недавно, всего полтора века назад, не было ни санузлов, ни ванных комнат в теперешнем понимании. И цари, хотя и пешком, ходили совсем в другие помещения. История превращения этих укромных мест, пожалуй, захватывает не меньше, чем эволюция динозавров, хотя и протекала она куда стремительнее...

«Сработанный еще рабами Рима…»

Маяковский, как известно, писал о водопроводе, без которого современный санузел невозможно представить. Однако римляне его хотя и активно использовали, но вовсе не изобретали: ванны с проточной водой были известны еще критянам и древним египтянам за полторы тысячи лет до Новой эры. Давно знали водопровод и на Дальнем Востоке, и в Индии. Но вот превратить процесс омовения и отправления естественных надобностей в искусство первыми додумались, похоже, жители Италии. Вот как, например, описывал ванную комнату обычной римской виллы времен упадка Империи ее хозяин, знатный гражданин Сидоний Аполлинарий (V в.):

«С восточной стороны примыкает к вилле купальня, или, если ты хочешь, по-гречески, baptisterium, которая содержит в себе около двадцати тысяч мер воды. Сюда-то и переходят через двери, проделанные в стене, в форме свода, из теплой бани; посреди бассейна возвышаются не пилястры, но колонны, которые хорошими архитекторами почитаются за лучшее украшение. Снаружи, вокруг купальни, проложено шесть труб, по которым стремятся с вершины горы потоки вод; каждая из них заканчивается львиной пастью, так хорошо сделанной, что люди, входящие туда, не быв предупреждены заранее, думают, что действительно видят перед собой зубы, готовые сожрать их, глаза, сверкающие от ярости, и всклоченную гриву».


Термы Каракаллы (III век н.э.)

Такие купальни были снабжены не только проточной холодной, но и горячей водой, и даже системой теплых полов, которые обогревались горячим воздухом от специальных подвальных печей через систему керамических труб. Подобным же образом отапливались и прочие помещения. Впрочем, даже самая роскошная вилла уступала по оснащению и убранству коллективным «помывочным» - термам. Для римского гражданина, хоть сколько-нибудь обеспеченного, поход туда был обязательным социальным действом – можно было презирать цирк, пренебрегать театром, но игнорировать баню значило прослыть совсем уж эксцентричным человеком.

Неотъемлемой частью терм и римской культуры в целом были и… общественные туалеты. Особой стеснительностью жители Империи не страдали: уборные («фрики») также становились своеобразными клубами, тем более что плата за вход в них была хотя и невысокой, но достаточно ощутимой. Отделывались эти заведения также со всей тщательностью: ряды мраморных или деревянных сидений, пышно украшенные фресками стены и мозаичные полы (например, таковы они в сохранившейся общественной уборной в Тунисе). По всей видимости, неприятные запахи посетителей не беспокоили, благодаря тому, что туалеты устраивались над каналами с быстротекущей проточной водой (иногда уже использованной для купания в бассейнах).

Для того чтобы сделать времяпрепровождение еще более приятным, седалища располагались полукругом – так было удобнее вести беседы. В центре помещения располагался резервуар с водой и специальными губками, которыми пользовались в гигиенических целях. Кроме того, услужливые рабы обеспечивали посетителям высочайший комфорт (в том числе – подогревали каменные сиденья постоянным клиентам), поэтому многие римляне проводили в таких уборных немало времени, часто назначая здесь важные встречи.

Немудрено, что строительство новых терм было делом государственной важности – тому свидетельством дошедшие до наших дней руины Терм Каракаллы. На 11 гектарах регулярного парка расположился настоящий «физкультурно-оздоровительный комплекс», если пользоваться современной терминологией. Все помещения освещались естественным светом через огромные окна, «застекленные» полупрозрачными пластинами оникса, стены были облицованы полированным мрамором, мозаичные полы также выложены мрамором и ониксом.

Множество бассейнов с горячей, теплой и холодной водой позволяли одновременно мыться и плавать нескольким сотням человек. Вода в бассейны попадала из огромных резервуаров, которые представляли собой 64 цистерны, каждая с небольшой зал. Они наполнялись из одного из самых крупных римских акведуков, несущих влагу с гор – Аква Марция. Здесь можно было и поесть, и найти врача и, даже, помолиться – строились при банях и святилища.


Серия "Одеон" (Группа Kerama Marazzi)

Римский подход к «санузлам» задал «модные тенденции» на столетия вперед: мозаика и керамика, в лучших имперских традициях, и сегодня правят бал, как во дворцах, так и в квартирах многоэтажек. Немудрено – благодаря «видовому разнообразию» и простоте монтажа такие покрытия позволяют быстро и эффективно создавать самые разноплановые интерьеры. Кроме того, они не только красивы, но и гигиеничны, поскольку мыть и дезинфицировать керамику не составляет труда. Впрочем, и сам римский стиль популярен уже третью тысячу лет.

«Классические интерьеры ванных комнат и туалетов, - говорит Светлана Бирюкова, дизайнер Группы KERAMA MARAZZI, ведущего российского производителя керамической плитки и керамического гранита, - настолько удобны, в них так естественно и беспроблемно вписывается практически любая современная сантехника, что их популярность была, есть и будет стабильно высокой. Неудивительно, что у большинства современных производителей для «классики» обязательно находится место: например, в нашей последней коллекции «Французский стиль» есть серия «Одеон», достоверно имитирующая мрамор, причем в качестве декора используются вставки-камеи, повторяющие античные образцы».

«Англичанин, мудрец…»

Падение Римской империи, длившееся, к слову, не одно столетие, погребло под собой не только цирки и храмы, но и культуру мытья, да и большинство гигиенических навыков. Впрочем, стоит развеять общее заблуждение о тотальной нечистоплотности средневековых людей: как раз в Средневековье, особенно раннее, люди мыться любили и за собой, в общем, следили. Тому свидетельством бани в Равенне, столице Теодориха Великого (VI в.), остготского короля, владыки Италии. Да и в написанном в начале XIV в. врачом Арнольдом из Виллановы «Салернском кодексе», адресованном английскому королю, рекомендуется:

«Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,
В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя
Члены свои, причешись и зубы почисти.
Всё это Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.
Ванну прими…».

Изменилось все на заре Возрождения, когда на Европу обрушилась чума. Из-за большого количества зараженных в коллективных бассейнах (больных пытались лечить ваннами), они стали эпицентрами распространения «черной смерти». Это заметили, но, как часто бывает, в буквальном смысле «с водой выплеснули ребенка»: решили, что болезнь связана с излишней чистоплотностью. И началась эпоха тотальной грязи, продлившаяся несколько столетий…

Но, если быть грязнулей, в общем, не сложно и не создает особых неудобств окружающим, то отправление естественных надобностей, особенно в городах, превращается в серьезную социальную проблему. Решить ее пытались с переменным успехом, однако дальше ночных горшков инженерная мысль не уходила довольно долго. Лишь в конце XVI в. в Англии была разработана более-менее удачная конструкция, ставшая прототипом современного унитаза (да и канализации!).

Причиной ее создания стала в буквальном смысле невыносимая атмосфера в королевской резиденции. Поэтому знаменитый придворный поэт (ему приписывают авторство многих шекспировских произведений), техник, интриган и авантюрист сэр Джон Харингтон решил создать для королевы Елизаветы I настоящий унитаз с водяным смывом. Впрочем, новинка не прижилась, поскольку главной своей цели – избавления монархини от неприятных запахов, «Аякс» не достиг.


Сэр Джон Харрингтон

По-настоящему отношение к гигиене вновь изменила страшная эпидемия. После нескольких лет «великой лондонской вони» (в жару отбросы и стоки, невозбранно попадающие в Темзу, не успевали уноситься течением; они заражали источники питьевой воды и порождали невыносимый запах), принесшей за собой еще и холеру, англичане всерьез озаботились проблемами чистоты. Революцию произвело изобретение в 1849 году «сифона» - U-образного изгиба сточной трубы между унитазом и входом в канализацию. Между прочим, примерно в это время появилось и само слово «унитаз». Мастера Джордж Дженнингс и Томас Твитворд придумали единую конструкцию, состоящую из привычных ныне стульчака и сливного бака, назвали по-латински unitas («единство») и, возрождая традицию, представили ее королеве Виктории.

Дальше развитие «туалетных» технологий происходит все стремительнее, вместе с убыстряющимся ритмом жизни. В начале XIX в. появился душ. Одна из самых ранних моделей, выпущенная в 1830 году, устанавливалась в ванне, откуда вода вручную накачивалась в верхнюю лейку. Таким образом простая помывка превращалась в довольно серьезную тренировку.


Александр Манукян, глава компании Delta Faucet Company

Эволюция ванных и туалетов резко ускорилась с ростом урбанизации. В крупных городах, где жилое пространство ограничено типовой архитектурой многоэтажек, от душа и унитаза потребовались не только функциональность, но и компактность. Конструкции сантехники усложнялись и миниатюризировались, приспосабливаясь к сужающимся площадям. Так, уже в середине прошлого века Александр Манукян изобретает однорычажный смеситель, а швейцарцы из Geberit разрабатывают встроенную сантехнику. Инсталляционные стойки позволили убрать громоздкие бачки в стену, «подвесив» унитаз и освободив драгоценные сантиметры пространства. «Можно сказать, - считает Оксана Клевец, менеджер по продаже сантехники Hatria, - что теснота в данном случае – двигатель не только прогресса, но и дизайна. Например, встроенная сантехника не просто добавляет полезной площади, но и позволяет решать достаточно сложные архитектурные задачи, делая интерьер более «воздушным». Замечу, кстати, что встраивание техники – не единственный пример того, как «продвинутая» технология экономит пространство. Для случаев, когда монтаж инсталляционной стойки невозможен, есть вариант с «монолитным» бачком унитаза. Эта система – Monolith (она предлагается и в России) – позволяет визуально убрать несимпатичные технические детали».


Сантехническая система G-FULL (Hatria, Marazzi Group)

Когда, уже в наши дни, дизайн, наряду с качеством, стал одним из главных критериев потребительского выбора, в дело вновь вступили итальянцы, оказавшись законодателями мод. Компания Hatria сумела вернуть в современную ванную дух римских терм достаточно простым способом: продукция изготавливается не из стандартного дешевого фаянса, а из фарфора Vitreous China. Замена позволила создать изделия сложной формы и очень высокого качества. Одну из разработок Hatria, несколько лет назад получившую престижную премию Ассоциации Индустриального Дизайна Италии (ADI), систему G-FULL, и вовсе можно назвать достойной наследницей античности. Система, больше похожая на скамью из благородного дерева, представляет собой единое моноблочное изделие: унитаз с удобным сидением и биде. Оба устройства скрыты под общей крышкой, которая делается из массива ирокко. Это дерево, произрастающее в Африке, широко используется при строительстве яхт, поскольку не боится воды. Впрочем, для последователей hi-tech, верх может изготавливаться из полимерного композита.


Сантехническая система G-FULL (Hatria, Marazzi Group)

Надо заметить, что использование фарфора и дерева делает изделия более массивными, чем обычные (например, G-FULL достигает 50 кг). Однако «лишний» вес не только говорит о качестве материала, но и делает технику более устойчивой и надежной.

Эволюция ванной комнаты – штука интереснейшая: от мозаичных терм Каракаллы до высокотехнологичного санузла в городской многоэтажке - «дистанция огромного размера», в которой уложились и сибаритские нравы Древнего Рима, и нечистоплотность позднего средневековья, и маниакальная страсть к гигиене современного человека. И если венцом развития животного мира можно признать человека, то изменения в ванных все еще идут, подчиняясь прихотливой моде. Впрочем, с критериями успешности «сантехнической эволюции» люди уже явно определились: на вершине остаются стиль, качество и долговечность.

Пресс-служба Группы KERAMA MARAZZI

Дата публикации 10.02.12




Добавить комментарий

Комментарии

(1)

Андрей  Написать [15.02.2012 - 21:38]

Интересные сведения, но очень-очень скупые

Оценка: 
 (средне)




Добавить комментарий

Имя*
E-mail: 
 Присылайте мне комментарии по этой статье
 Не показывать мой E-mail
Комментарий*

не менее 5 слов
Оценка: 
 (отлично)
 (хорошо)
 (средне)
 (плохо)
 (ужасно)
 (без оценки)
 (введите число, указанное на картинке*)

Правила размещения комментариев

Поля отмеченные значком * обязательны для заполнения.

Запрещено:

  1. Запрещены сообщения рекламного характера.
  2. Запрещены сообщения оскорбительного и нецензурного содержания.
  3. Запрещено использование тегов HTML и скриптов на языках JavaScript, VBScript.

Все сообщения просматриваются администратором и, в случае нарушения правил, удаляются без предупреждения и объяснения причин.


Смотрите также
Акриловые ванны "АКВА". Гидромассажные системы "АКВА" - Ваш курорт на дому
Акриловые ванны "АКВА" Подробнее
Ванная по плану
Выбор между ванной и душевой – один из самых мучительных. Порой он даже становится причиной конфликтов в семье. Однако дизайнеры рекомендуют успокоиться и не портить... Подробнее
Ванны из полимерной керамики
Современные технологии позволили сделать из простого процесса приема ванны и душа процесс, который приносит Вам массу наслаждений... cантехника из полимерной керамики не... Подробнее



Все статьи:      «Сантехника, бани, бассейны» (152) >> «Ванны» (25) >>


Смотри также: Каталог «Сантехника, бани, бассейны» >>
Фотогалереи (5) >>
Статьи (152) >>
ГОСТы (12) >>
СанПиНы (1) >>
ВСН (2) >>
Задать вопрос в форуме >>
Строительные блоги (13) >>
Подписка на рассылки >>
VashDom.Ru: перейти в раздел
  поиск
   
 
 Copyright © 1999-2016 ВашДом.Ру - проект маркетинговой группы "Текарт"
 По вопросам связанным с работой портала вы можете связаться с нашей службой поддержки или оставить заявку на рекламу.

Рейтинг@Mail.ru
наверх